Яндекс.Метрика
  • Федор Резкин

Гробы во дворе. Жители Фурштатской протестуют против бюро похоронных услуг

Говорят, это зрелище травмирует особенно впечатлительных горожан

Жители дома №50, по Фурштатской улице, бьют тревогу: вокруг ЗАГСа, как грибы после дождя, начали открываться офисы ритуальных услуг. Объяснение не заставило долго ждать: с начала июня на Фурштатской, 52, начали регистрировать акты о смерти. Ранее документы выдавались на Достоевского, 9.

НЕ ТОЛЬКО БРАК

Еще недавно Дворец бракосочетания №2 ассоциировался только с радостными событиями в жизни горожан – свадьба, рождение ребенка. Теперь здесь регистрируют умерших. Хотя стоит заметить, радость и горе разведены по разные стороны. С центрального фасада – шампанское и смех. Со двора – тягостное молчание и траур. Возможно, соседство жизни и смерти не привлекало внимание, если бы не конторы ритуальных услуг, которые стали открывать поблизости свои офисы.

Первыми возмутились жители дома №50. На первом этаже, в квартире, где жил и работал известный русский писатель Николай Лесков, открылось похоронное бюро «Обряд», со всеми сопутствующими атрибутами похоронного дела.

Как говорил русский классик, «ко всякому отвратительному положению человек по возможности привыкает, и в каждом положении он сохраняет по возможности способность преследовать свои скудные радости». Однако жители дома-памятника решили не мириться и выступили единым фронтом против такого соседства.

ЗАНОСЯТ И ВЫНОСЯТ

«Мало кому понравится, когда у вас на глазах ежедневно заносят и выносят похоронную утварь. Я уже не говорю о промоутерах, которые предлагают ритуальные услуги перед зданием ЗАГСа, на глазах у молодоженов. Жаль и людей, которые пришли за документами на умерших. Они стоят на улице в очереди и, уверена, совершенно не разделяют радость новобрачных», – говорит жительница дома Виктория Курачева.

Председатель совета дома по Фурштатской, 52, Александр Городецкий считает, что предприниматели нарушают всевозможные регламенты, связанные с похоронным делом.

«Помещение, в котором расположилось похоронное агентство «Обряд», принадлежит частному лицу. Ранее здесь работало кафе, но оно закрылось. Когда появился новый арендатор мы пытались общаться с собственником и арендатором. Представители похоронного бюро нам говорят, что уедут сразу, когда съедет отдел регистрации смерти», – добавляет Александр Городецкий.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕЕЗДА

В Комитете по делам записи гражданского состояния не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Однако в распоряжении «Петербургского дневника» оказалось письмо за подписью зампреда Комитета по делам записи актов гражданского состояния Оксаны Маталиной. Из ее ответа жителям дома следует, что в комитете знают о ситуации и уже ищут возможность для переезда в новое помещение. «Комитетом направлены письма в администрацию Центрального района, а также в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с просьбой предоставить равнозначные помещения для размещения Отдела регистрации смерти в кратчайшие сроки», – указано в документе.

Представители комитета также обратили внимание, что не имеют полномочий регулировать финансово-хозяйственную деятельность коммерческих организаций.

В свою очередь, юрист Оксана Кушнерчук говорит, что единственный СанПиН, который сейчас действует в этой сфере деятельности, не содержит особых условий для размещения бюро ритуальных услуг. Однако судебная практика показывает, что Фемида зачастую встает на сторону граждан. Но по другим причинам.

«Я бы начала с того, что посмотрела бы, имеет ли право эта контора, открывшая бюро, на такой вид деятельности», – добавляет Оксана Кушнерчук. Впрочем, нельзя исключать и другие нарушения, например – перепланировки в историческом здании.

ДЕЛИКАТНЫЙ БИЗНЕС

Представители похоронного бюро «Обряд» не вышли на контакт. Зато удалось побеседовать с представителем бюро «Похоронная служба». Как рассказал консультант этой компании Александр Лашер, офис ритуального бюро работает недалеко от ЗАГСа, но уже достаточно давно.

«Ритуальные услуги – это очень деликатный бизнес. Мы не отправляем промоутеров к отделу регистрации, не выставляем гробы в окнах. Стараемся работать очень аккуратно», – говорит Александр Лашер.

Однако он понимает и ритуальщиков.

«Из конторы «Обряда» не выносят покойников, они не нарушают законов. Другое дело – проводить агрессивный маркетинг, это уже излишне, и тому подтверждение – реакция местных жителей», – заключил он.

Пока конфликт находится в замороженном состоянии. Как говорят местные жители, они ждут ответы из прокуратуры, комитетов городской администрации и других ведомств, чтобы уже потом сделать новый шаг. Тем временем отдел регистрации смерти неподалеку от «Чернышевской» остается единственным местом в городе, где можно получить «похоронный документ». Впрочем, существует несколько офисов и в пригородах.