Яндекс.Метрика
  • Михаил Григорьев

Алексей Дунаевский: «В Ленинграде два года в футбол играли под огнем»

Известный петербургский журналист рассказал «Петербургскому дневнику» об интернет-проекте «Блокадный футбол»

Известный петербургский журналист Алексей Дунаевский рассказал «Петербургскому дневнику» об интернет-проекте «Блокадный футбол» и одноименной книге, посвященной всем событиям в этом виде спорта, происходившим в Ленинграде в 1941-44 годах. Материалы сайта и книга будут интересны всем, кто неравнодушен к истории нашего города.

- Два года назад была издана ваша книга «Первый блокадный матч», посвященная событиям 1942 года, о которых большинство жителей нашего города знают с детских лет. Новая книга и проект в Интернете посвящены не только этим матчам. О футболе 1943 года известно гораздо меньше. Почему?

- Книга, которую мы написали вместе с историком спорта и краеведом Сергеем Румянцевым, готова к печати, но из-за пандемии ее выход пока отложен. Поэтому мы открыли сайт «Блокадный футбол», на котором впервые в открытом доступе выложены интересные документы, фотографии и другие материалы. В ходе работы в архивах и музейных фондах, изучая воспоминания людей, переживших блокаду, я убедился, что у многих из нас было неверное представление о том, как жил Ленинград в 1943 году. Принято считать, что после кошмарной зимы 1941/42 обстановка в городе улучшилась, а это не так. На самом деле 1943 год был не менее тяжелым, чем 1941-й и 1942-й.

- Но ведь снабжение города продуктами улучшилось?

- Верно. Голодных смертей стало меньше. Но многократно усилились и участились артиллерийские обстрелы. Немцы стремились выполнить приказы 1942 года о полном уничтожении Ленинграда. Обстрелы в 1943 году происходили почти каждый день и были очень интенсивными. Например, 17 июля 1943 года немцы выпустили по городу больше двух тысяч крупнокалиберных снарядов. Я работал в партийном архиве и в ЦГА (Центральном Государственном архиве) и читал отчеты, в которых командование ПВО докладывало руководству Ленгорисполкома дважды в день о последствиях попадания буквально каждого снаряда.

- Футбольный сезон 1943 года в Ленинграде проходил под огнем, но был доведен до конца. В нем участвовали в основном команды армейских и флотских подразделений?

- Не только. В 1943 году произошло возрождение футбола на многих предприятиях. Например, на Кировском заводе, который находился всего в нескольких километрах от передовой линии фронта, провели игры среди цеховых команд. В архивах есть об этом документы, из которых следует, что у каждой команды был свой начальник, был план тренировок. Все было серьезно. Также футбол возродился на «Электросиле», на «Большевике», хотя эти заводы сильно обстреливали.

- Матчи приходилось прерывать из-за обстрелов?

- Стадионы попадали в зону обстрела, прямо на аренах происходили взрывы, но к счастью, не во время проведения матчей. Однажды во время игры на стадионе Института имени Лесгафта снаряды начали рваться в небе, арбитр Павел Павлов предложил командам уйти в бомбоубежище, но футболисты решили продолжить матч. Есть воспоминания нашей замечательной спортсменки Натальи Борисовны Ветошниковой, которая во время блокады участвовала в теннисных матчах. В один из дней они играли на кортах «Динамо», и начался обстрел. Снаряды пролетали над их головами, но разрывались довольно далеко, и теннисистки решили не прекращать матч. Так и играли, оглядываясь на взрывы, пригибаясь и прислушиваясь к вою снарядов. Но несмотря на обстрелы, чемпионат Ленинграда по футболу с участием 22 команд был доведен до конца, а еще проведены Кубок Ленинграда, юношеское первенство города, соревнования среди команд пунктов Всевобуча, ремесленных училищ и другие турниры.

- В 1942 году футболисты тоже играли под огнем?

- Первые блокадные матчи не прерывали из-за обстрелов. Нет документов, подтверждающих, что в эти дни район стадиона «Динамо» обстреливали. Неверно, и что главное поле спорткомплекса было в воронках от снарядов, как об этом многие писали. Сыграть на главном поле было невозможно потому, что на нем были оборудованы полосы препятствий для обучения красноармейцев.

- В своей первой книге вы разоблачили многие мифы, накопившиеся вокруг блокадных матчей за многие годы. Но они, к сожалению, очень живучи. Некоторые коллеги до сих пор, например, пишут о радиорепортаже на немецком языке, транслировавшимся на вражеские позиции, который провел австрийский коммунист Фриц Фукс, работавший на ленинградском радио.

- В том-то и дело, что мифы сильно распространились и укоренились. В ЦГАЛИ, где хранится архив Радиокомитета Ленинграда, нет никаких свидетельств о репортаже Фукса, как и о репортаже, что якобы провел с первого блокадного матча известный тренер Михаил Окунь.

- Насколько блокадные матчи 1942 года были важны для обстановки в Ленинграде, для поднятия духа защитников и жителей города?

- Надо понимать, что спорт во время блокады — это не только футбол. Матчи, а я все время говорю о двух матчах — первом, 31 мая, и матче-реванше 7 июня, из-за участия в них известных до войны мастеров футбола, получили известность. Но 31 мая в Ленинграде организовали большой спортивный день, провели соревнования по легкой атлетике и гимнастике, гребле, показательные выступления по многим другим видам спорта, а футбольный матч уже завершал его программу. Так как игра 31 мая завершилась слишком крупной победой команды «Динамо» со счетом 6:0, то сразу договорились о матче-реванше, в котором сыграли уже иначе - 2:2. Затем большой резонанс получила поездка футболистов «Динамо» летом 1942 года на Большую землю. Были сыграны матчи в Москве, Горьком, Новосибирске, Омске, Алма-Ате. На них приходили не только ленинградцы, которые были в этих городах в эвакуации, но и местные любители футбола. Был огромный интерес к популярной до войны команде и интерес к Ленинграду, скованному блокадой.

- Почему же история блокадного футбола изучена, мягко говоря, недостаточно полно и достоверно? Почему столько спорных и противоречивых моментов, из-за которых и наслоилось столько мифов?

- История блокады уже всего через несколько лет после войны оказалась почти под запретом. Произошло «Ленинградское дело», были репрессированы многие руководители города военного периода, был ликвидирован Музей обороны Ленинграда. О блокаде надолго замолчали. Ленинград старались не выделять из числа других городов-героев. Только во время «оттепели» начались какие-то послабления, стали осторожно разрешать публикации о трагедии нашего города. Впервые после войны о блокадных матчах написали только в 1960 году. И в дальнейшем к этой теме обращались, я бы сказал, дозированно. В 1970-е замалчивать тему блокады перестали, но пока все участники блокадных матчей были живы, о событиях и об этих людях так и не был снят документальный фильм.

- Вы не только спортивный журналист, но и авторитетный историк кинематографа. Есть ли кинохроника блокадного футбола?

- Сохранился фрагмент продолжительностью всего 16 секунд, на нем снят эпизод матча, сыгранного 19 июля 1942 года, когда провели День физкультурника. Эта пленка известна, но, к сожалению, ее ошибочно считают съемкой матча 31 мая и многократно вводят в заблуждение телезрителей, когда используют его для иллюстрации сюжетов о первых блокадных матчах на стадионе «Динамо». Хотя на экране видно, что снимали на стадионе имени Ленина, нынешнем «Петровском».

- В заблуждение вводят и некоторые фотографии военных лет.

- На сайте «Блокадный футбол» мы создали раздел, в которых разбираемся с фотографиями и кадрами кинохроники, уточняем их датировки, обстоятельства съемок. Это большая и сложная работа. Опубликованы документы, рассказывающие о спортивной жизни Ленинграда в годы войны и первые послевоенные годы. Работа над проектом продолжается, и так как выход книги пока задерживается, то мы вскоре опубликуем данные об участниках матчей в разделе «Персоналии». Но и после выхода нашей книги работа по изучению блокадного футбола будет продолжаться.

- Среди них будут футболисты, не только известные по выступлениям за команды мастеров?

- Мы не ограничились только теми, кто участвовал в матчах 31 мая и 7 июня 1942 года. Постарались рассказать о тех, кто играл в День физкультурника 19 июля 1942 года и в блиц-турнире, который прошел 11 октября 1942 года. Большую помощь нам оказали родственники футболистов — Николай Московцев, сын динамовца Георгия Московцева, и Алла Шерементева, дочь футболиста «Зенита» Александра Зябликова, который собирал команду, ставшую соперником «Динамо» в первых блокадных матчах.

- Тема участия «Зенита» в блокадных матчах неоднозначна. С одной стороны, основной состав команды, выступавшей в чемпионате СССР 1941 года, был эвакуирован из Ленинграда. С другой стороны, в команде Н-ского завода, как ее назвали для маскировки в 1942 году, сыграли несколько бывших зенитовцев и будущих, включая обладателей Кубка СССР 1944 года Ивана Куренкова и Николая Смирнова.

- Я считаю, что можно говорить о том, что «Зенит» имеет отношение в блокадным матчам. Среди тех, кто играл 31 мая и 7 июня, было четверо зенитовцев, а могло быть и семеро, но Владимир Лаврентьев, Аркадий Ларионов и Аркадий Михайлов, которых Зябликов приглашал в команду, не смогли принять участие. Вообще, я убежден, что тема зенитовских футболистов в блокадном Ленинграде требует отдельного изучения. Например, мало кому известна судьба вратаря Леонида Дорофеева, который работал на ЛМЗ и погиб, по другим сведениям умер от голода. В работе над книгой и сайтом я встречал полное взаимопонимание со стороны людей, который занимаются историей «Зенита» - Дмитрия Рябинкина, Алексея Петрова, Дмитрия Догановского, Артема Петрова.

- Вы рассказывали, что занялись блокадным футболом, начав изучать историю создания художественного фильма «Удар! Еще удар!», в котором один из героев - тренер, участник блокадных матчей. За полвека с лишним, прошедших после выхода этой картины, наше кино больше к теме футбола в осажденном Ленинграде не обращалось.

- В книге «Кино. «Ленфильм». Футбол» я подробно рассказал, как снимали «Удар! Еще удар!». Сценарий писал знаменитый Лев Кассиль, автор «Вратаря республики» и других произведений о спорте. У него был совсем другой замысел, в котором блокадному футболу было бы уделено больше места. Но худсовет не утвердил этот вариант, который был готов уже в 1964 году. Редакторы сформулировали, что не надо показывать игру измученных, утомленных людей, дистрофиков. Испугались правдивой истории. Возможно, сейчас, когда в российском кино стали регулярно снимать фильмы о спорте и такие картины как «Легенда № 17» и «Движение вверх» получили большой успех у зрителей, кто-то заинтересуется и блокадным футболом.

Справка «ПД»:

Алексей Львович Дунаевский. Журналист. Ведущий программ радио «Европа Плюс». Лауреат премии «Золотое перо» (1997). Программный директор нескольких международных кинофестивалей. Киновед. Кандидат искусствоведения. Автор книг «Новые короли Голливуда» (1996), «90 лет истории петербургского кинотеатра» (2003), «Элиа Казан. Кино по Станиславскому» (2005). «Оскар. Неофициальная история» (2008), «Каннский кинофестиваль. 1939- 2010» (2010), «Кино. «Ленфильм». Футбол» (2018), «Первый блокадный матч» (2018), «Блокадный футбол» (2020) и других.

Закрыть