Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

В больнице № 2 спасли пациентку с расслоением аорты и коронавирусной инфекцией

Операция уникальна не только для города и для России, но и для мира
Фото: «Петербургский дневник»/Александр Глуз

Впервые врачам пришлось спасать женщину с расслоением аорты и тяжелой двухсторонней полисегментарной пневмонией на фоне COVID-19.

На открытом сердце

В конце мая в больницу в Учебном переулке, которая стала первым городским стационаром-тысячником, с 27 марта работающим на прием коронавирусных пациентов, поступила 68-летняя женщина. У нее была тяжелейшая патология: расслоение дуги аорты, что и в мирных условиях является стопроцентным показанием к операции. Летальность кардиологического заболевания достигает 75 процентов. К ней добавилась коронавирусная пневмония с тяжелым 60-процентным поражением легких, сатурация (содержание кислорода в крови) опускалась до критического уровня. Врачи оперировали женщину 3 часа в тройных перчатках, очках и противочумных костюмах.

Женщина поступила с двухсторонней пневмонией, жаловалась на кашель, боль в груди и температуру. Накануне она сходила в магазин и принесла две тяжелые сумки. По словам врачей, эта острая патология, как правило, связана как раз с большой физической нагрузкой. Вероятно, критичность ситуации обусловила и тяжелая пневмония.

«Пациентка была оценена врачебным консилиумом, было принято решение сначала лечить от коронавирусной инфекции. Через 5 дней пациентке сделали повторное КТ и увидели, что аорта продолжает расслаиваться. Это абсолютное показание к хирургическому вмешательству, – рассказывает оперирующий хирург, руководитель городского кардиологического центра на базе 2-й больницы Андрей Шляховой. – Протезирование аорты – операция и в обычных условиях довольно тяжелая, а в условиях COVID-19, когда вся бригада работает в защитных костюмах, в двух перчатках, что сковывает чувствительность рук и пальцев, а очки запотевают – довольно тяжелая процедура».

«Сейчас начинаем иметь опыт по лечению больных с коронавирусной инфекцией. Анестезиологическое реанимационное обеспечение этих пациентов сопряжено с дополнительными трудностями, которые нам еще предстоит оценить и понять, – продолжает рассказ анестезиолог-реаниматолог Андрей Бояркин. – Но пока видно, что это пациенты, которые требуют особо тщательного подбора анестезиологического и реанимационного обеспечения, подбора таких параметров ИВЛ, которые бы обеспечивали хорошую оксигенацию всех органов. Это сложно выполнить в условиях пневмонии. Плюс к этому работа в СИЗах усложняет и наблюдение, и визуализацию. Надеюсь, что мы, получив опыт, сможем им поделиться».

На поправку

На работу операционной бригады накладывала огромные трудности работа с открытыми дыхательными путями пациента, зараженного COVID-19. Кроме того, сама пациентка тоже понимала риски, очень тяжело шла на операцию. Но вариантов не было – в противном случае она бы точно погибла. Но все прошло успешно. Женщину затем еще 4 дня в реанимации лечили от дыхательной недостаточности, а еще через 10 дней выписали домой.

«Наша больница – многопрофильная, сюда попадают с самыми разными заболеваниями, поэтому в нормальных условиях проведение высокотехнологичных операций – это норма. Но в новых условиях выполнение таких операций – это совершенно иное. Уникальная операция не только для города, но и для мира. Потому что сейчас, когда смотрим на легкие, они сокращаются совсем по-другому – они поражены, воспалены. Но нам надо произвести основное дело и помочь, чтобы пациент смог восстановить свой дыхательный ресурс. Но результат стоил того», – рассказал главный врач больницы Владимир Волчков.

На заметку

Больница № 2 – стационар на 1205 коек, из которых 960 стали сейчас инфекционными. В нормальных обычных условиях больница работает более чем по 30 направлениям, но в условиях пандемии необходимо было все перепрофилировать под особо опасную инфекцию. Случались дни, когда в больнице одномоментно находились по 900 больных с коронавирусной инфекцией, в сутки поступало до 200 человек.