Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Почему законопроект об электросамокатах кажется депутатам недоработанным

Где должны ездить электросамокаты и гироскутеры, чтобы никому не мешать

Министерство транспорта закончило сбор поправок и дополнений в Проект об изменении правил дорожного движения, которые будут регламентировать движение по улицам средств индивидуальной мобильности (СИМ) – электросамокатов, моноколес, гироскутеров, сигвеев, скейтбордов и роликов. Юридического статуса у такого транспорта до сих пор нет, а значит, нет и четкого места на дороге. Теперь оно будет – и это не проезжая часть.

Три возраста самокатчика

Проект обсуждали на сайте regulation.gov.ru с середины апреля до начала июня, причем для анализа пригласили не только специалистов МВД, Минэкономразвития и Минфина, но и правительства двух столиц – Москвы и Петербурга. Как следует из проекта поправок, новые правила могут вступить в силу в декабре.

Во-первых, обладателей современного транспорта поделили на две группы.
«Устройства, имеющие одну ось, – сигвей, гироскутер и моноколесо не должны выезжать на проезжую часть, потому что их экстренное торможение может вызвать опрокидывание пользователя, - пояснил «ПД» пресс-секретарь Минтранса Александр Волков. – В потоке двуосных устройств: автомобилей, велосипедов и самокатов их применение небезопасно. Но и двуосные СИМы могут выезжать на проезжую часть лишь в крайнем случае, при отсутствии велодорожек, тротуаров, обочин. И еще им категорически запрещено появляться на автострадах и вообще там, где разрешена скорость выше 60 км/ч».

Многое будет зависеть и от возраста владельцев. Дети до 7 лет на любом транспорте приравниваются к пешеходам, и им нет места даже на велодорожке. На нее разрешено выезжать детям от 7 до 14. С 14 лет можно использовать велодорожку, велополосу, а при их отсутствии – тротуар, пешеходную дорожку, в крайнем случае – обочину.

Если СИМовец делит дорогу с пешеходами, на тротуаре или велопешеходной дорожке, то преимущество отдается им. Также новые правила предписывают при езде по проезжей части объезжать любое препятствие справа, в том числе припаркованную машину. Для этого придется взбираться на тротуар – поэтому лучше не съезжать с него вовсе. Но ехать по нему разрешено не быстрее чем на 20 км/ч.
Переезжать улицу по зебре, можно не спешиваясь с самоката, но снизив скорость до пешеходной. Если у самоката конструкцией предусмотрен фонарь – то ночью его применение обязательно.

Забыли про монстров

Директор кикшеринга «Молния» Андрей Синьковский заявил, что ознакомился с минтрансовским проектом и не нашел в нем противоречий с его собственной позицией.

«Вполне допустимо разрешать пользоваться электросамокатом подросткам с 14 лет, разумеется, если это обычная модель, не способная разгоняться быстрее 25 км/ч. И при условии, что подростки не будут кататься по проезжей части. Что же касается взрослых пользователей, то им следует выбирать место – тротуар или проезжая часть в зависимости от стиля езды. Если они совершают рекреационную прогулку со скоростью 10 км/ч, то нет ничего опасного в том, что они едут по тротуару. Если необходимо срочно попасть из Приморского района в Центральный, и самокатчик едет на 25 км/ч, то ему место на проезжей части».

Тем не менее, за выезд на проезжую часть при наличии рядом тротуара СИМовцев будут штрафовать. Рублей на 500, по статье «Невыполнение требований дорожных знаков», как нам пояснили в Минтрансе.

В законе также упоминаются нестандартные самокаты, развивающие скорость до 100 км/ч. И специалисты Минтранса, и собеседники «Петербургского дневника» назвали такие самокаты основной проблемой на пути к закреплению СИМ в законе.
«Гораздо опасней мотоциклов, потому что уступают им в маневренности, но на учет не ставятся», - возмущался Андрей Синьковский.

Обругал их и депутат Госдумы Сергей Боярский: «Я своими глазами видел, как такой самокатчик ехал по Кольцевой, правда, в правом ряду, на скорости 50-60 км/ч. Ни прав у него нет, даже мотоциклетных, ни защиты в виде шлема. Те, кто профессионально занимается регулированием таких транспортных средств, должны уже что-то сделать, чтоб предупредить страшную катастрофу. Есть такие люди, которые думают что они из будущего, поэтому катят на таком самокате или даже на одном колесе, хотя сами с серебряными висками».

С суперсамокатами поступили так: запретили называть их мотоциклами. Теперь в ПДД появится уточнение: мотоцикл - это транспортное средство, оборудованное сиденьем. Значит, сверхмощный самокат – это такое же средство индивидуальной мобильности как самокат обычный. Он должен ехать по тротуару на 20 км/ч, а если появится на проезжей части, в месте, где есть тротуар или, наоборот, на автостраде, то его владельца можно будет оштрафовать на те же 500 рублей. Если самокат создаст помехи другим участникам движения (неважно – на тротуаре или на автостраде), штраф увеличат до полутора тысяч. И всё.

«И вот здесь, я считаю, содержится основная недоработка в законопроекте, - отметил депутат Госдумы РФ Михаил Романов. – Все мы бываем в центре и гуляем по узким тротуарам на набережных. Мойка, канал Грибоедова, Дворцовая набережная – на некоторых даже есть брусчатка. Вы можете представить там электрический самокат? Вы можете представить, что он будет там лавировать между маленькими детьми и мамами с колясками? Мне проект Минтранса кажется недоработанным, хотя я допускаю, что у министерства была концепция внести его в Госдуму и уже там провести повторное исследование вместе с экспертами Думы и ГИБДД. Я не готов обсуждать, стоит ли внедрять особые штрафы для самокатчиков: сначала нужно изучить статистику зарегистрированных нарушений. Но сначала нужно выяснить, где им все-таки место».