Как в заказнике будут наблюдать за выпущенными на волю совами
Накануне двух серых неясытей выпустили на волю в заказнике «Северное побережье Невской губы». Год назад сов подобрали сердобольные граждане. Орнитологи выходили птиц, понаблюдали за ними несколько месяцев и теперь выпустили на волю. Так в Петербурге отметили День эколога.
Начало лета – хороший сезон для птиц: на земле полным-полно корма, а это важно не только потому, что птица должна кормиться сама, но и для того, чтобы у их врагов была своя пища.
«К сожалению, серые неясыти иногда гибнут от своих ближайших родственниц – длиннохвостых неясытей. Они похожи, но длиннохвостая – более дикая и злобная, и ей ничего не стоит слопать серую. Мы наблюдали эту ситуацию с норками: американская норка вытеснила европейскую», – пояснил орнитолог и ветеринар Владимир Романов.
В заказнике в Лисьем Носу совам будет хорошо. Во-первых, тут подходящая флора: есть даже дуб, которому, по разным оценкам, от 250 до 450 лет. Во-вторых, здесь не так много людей. Люди иногда вредят совам из добрых побуждений: подбирают слетков, которые еще не научились летать, но научились бы непременно. Птиц доставляют в ветеринарные клиники, и тогда орнитолог заменяет им маму. Впрочем, те неясыти, которых отправили в свободный полет 5 июня, действительно имели проблемы со здоровьем: у одной болели почки, у другой было вывихнуто крыло, так что пришлось даже делать операцию.
Лечили сов в птичьем госпитале «Зеленый попугай». Председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Денис Беляев поблагодарил сотрудников госпиталя и вручил им специальные грамоты. Это уже вторая подобная акция в этом году: в День земли, 22 апреля, на свободу выпустили ушастую сову.
«Нам очень повезло, что у нас есть такой заказник, «Сестрорецкое болото», – отметил Денис Беляев. – Ему уже 9 тысяч лет, а антропогенное воздействие минимальное. Здесь проводятся экоквесты, работает заповедная школа. А вообще в окрестностях Петербурга расположено 15 заказников, что, конечно, очень необычно для мегаполиса».
Для торжественной церемонии неясытей принесли к тому самому старейшему дубу. Именами они так и не обзавелись, поэтому называли их – самец и самка. У самца полет не задался: он взлетел, снова сел, запрыгал по траве, потом скрылся в кустах.
«По вольеру он летал хорошо. Просто мы его помыли от помета, наверное, еще не обсох», – заметил ветеринар.
И достал из коробки самочку. Вторая неясыть стремительно взвилась вверх, хлопнули бурые крылья, мелькнула и пропала серая гузка.
«Теперь мы за ними будем наблюдать, – сообщил Владимир Романов. – Продолжим подкармливать мышками. По остаткам мыши всегда можно догадаться, кто из птиц ею полакомился. Кроме того, мы иногда ставим видеокамеру, конечно, с инфракрасным источником света, потому что сова питается в сумерках».
Есть еще один способ проверить, все ли у сов в порядке: ухнуть по-совиному и дождаться ответа. На этот случай у работников заказника есть коллекция аудиофайлов.
Отметим, что неясыти – очень полезные птицы: хорошо ловят мышей, поэтому их называют воздушными кошками.