Петербургу рано думать о паромах до Хельсинки
В 2020 году Петербургу грозит остаться без всех флагов в гости по волнам. В «Морском фасаде» надеются принять круизы, дай бог, в следующем апреле. Оператор парома «Принцесса Анастасия» Moby SPL ждет правил работы от Роспотребнадзора и открытия границ с Евросоюзом. А это не ранее 1 июля.
Принцессы не вернутся в срок
«Принцесса Мария», переименованная в Mobу Dada, стоит в Мессинском проливе – между Сицилией и Апеннинским полуостровом, который похож на сапог. В январе в Moby SPL собирались вернуть «Марию» или другой паром на смену в воды Балтики помощником к «Принцессе Анастасии» в июне. Июнь настал. Разговоров о возвращении «Марии» не идет.
«В январе все было по-другому, – напомнил «Петербургскому дневнику» генеральный директор Moby SPL Сергей Котенев. – Зачем пригонять сюда паром, который будет стоять и нести расходы? Весь мировой флот стоит с перевозками, никто не понимает, что делать. Какое второе судно?»
На Балтике у Moby SPL летом 2020-го нет ни одного парома. «Принцесса Анастасия», так и не дождавшись открытия навигации, в конце апреля покинула Гданьск, где проходила ремонт зимой, и взяла курс на Белокаменку под Мурманском. В Кольском заливе она до сих пор стоит как гостиница для рабочих «Новатэка». К 14 июня, как планировалось, «Анастасия» в родную гавань не вернется. Но не в этом причина очередного переноса открытия сезона.
«В составе компании более 80 судов, привести судно из Средиземного моря – это две недели, и мы здесь на Балтике. По условиям перевозок, у нас есть возможность замены судна», – объяснил Котенев.
Кто поплывет
В Moby SPL еще даже не готовятся к открытию сезона. Рано. Котенев объясняет, что перевозки международные и никто не готов сказать, когда именно откроются границы. В пятницу, 5 июня, Евросоюз сдвинул срок для России на 1 июля.
«Нам нужно от одного месяца до полутора, чтобы перезапустить линию. Но вопрос: кто поедет? Если будут выдвинуты условия к санитарным требованиям к судну, это одна история. Если будут выдвинуты условия по изоляции пассажиров на две недели – другая. Побывать в круизе двое суток и после этого на 14 суток сесть на изоляцию – это не очень хорошая маркетинговая история», – говорит Котенев.
Не стали ждать у моря погоды в Tallink Silja Line. С середины мая эстонские паромы работают по схеме с двумя неделями карантина. На борт до Хельсинки из Таллина берут только тех, кому нужно в Финляндию по работе или неотложным делам.
«Наша компания предпринимает все меры по обеспечению безопасности пассажиров, которые предписаны правительствами стран Балтии, как на борту паромов, так и совместно с терминалами», – отметила директор по маркетингу Tallink Silja Line Мария Моносова.
В терминалах стоят санитайзеры, на кассах и информационных стойках – защитные экраны. Загрузка паромов ограничена 50% от максимальной. Экипаж – в масках, пассажиры тоже, но за свой счет. Купить средства защиты можно на борту. Рестораны работают, но число мест рассадки в них уменьшили. Россиян на борту нет, но это не дискриминация.
«На сегодняшний день границы РФ закрыты, российские граждане не могут попасть на борт паромов, нами были осуществлены возвраты или переносы рейсов на более позднее время отправления в зависимости от желания клиента», – подчеркнула Моносова.
Паромы Tallink Silja Line курсируют пока до Хельсинки, 19 июня откроется линия до Мариехамна, а 26 июня паромы запустят от Хельсинки до Риги. Добраться до Швеции, которая выбрала особый путь в борьбе с коронавирусом, с 7 июня можно лишь на пароме из Палдиски в Капельшер пассажирам с автомобилем, если имеются «обстоятельства непреодолимой силы».
Кроме Tallink Silja Line на Балтике курсируют финские паромы Viking Line. Пять из семи судов компании работают между Финляндией и Швецией, Аландскими островами и Эстонией. Также со всеми мерами безопасности на борту и по прибытии.
Дай бог в следующем апреле
В 2019 году «Морской фасад» в Петербурге принял 265 лайнеров, на борту которых в Петербург прибыли 647 640 пассажиров. В 2020 году гавань планировала принять 258 судов и 648 тысяч пассажиров. На начало июня планы изменились.
«Судозаходов в этом году не будет. Дай бог, судозаходы начнутся в апреле следующего года», – спрогнозировал вице-губернатор Петербурга и член совета директоров «Морского фасада» Эдуард Батанов, выступая в ЗакСе в среду, 3 июня.