От новой искренности к точности: чем живет современная поэзия
«Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом», - говорил Валерий Брюсов. Все мы знаем о золотом веке русской литературы, связанной с именами Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Тютчева. Серебряный век русской поэзии связывают с Анной Ахматовой, Александром Блоком, Мариной Цветаевой, Борисом Пастернаком. Памятны выступления «шестидесятников» Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко, собиравших стадионы. А есть ли поэзия нового времени? Что волнует современных поэтов? Это выяснил «Петербургский дневник».
ВЕРЛИБР – УЖЕ НЕ ЭКСПЕРИМЕНТ
По словам поэта и публициста Игоря Караулова, современная поэзия – это то, что начинается после метареалистов, которые довели русский стихотворный текст до предела сложности, и после иронистов.
«Современная поэзия более проста, более серьезна (отсюда «новая искренность»), тяготеет к минимализму или к нарративу, который в последнее время всё чаще имеет социальную окраску», – заявляет он.
Караулов отмечает, что молодые поэты уделяют больше внимания собственным переживаниям, проговаривают травмы и в целом более инфантильны.
«Это проявляется в многочисленных текстах на тему детства и родственников. При этом, – добавляет он, – это общие впечатления, которые можно опровергнуть множеством конкретных примеров».
В техническом плане, по мнению Караулова, для современного поэта верлибр – это уже не эксперимент, а естественное дыхание поэтической речи.
«В каждом новом поколении всё выше процент авторов, которые вообще никогда не рифмовали», – отмечает он.
НА КОГО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Если говорить о поэтах в возрасте около сорока и младше, то Игорь Караулов рекомендует читать Василия Бородина, Андрея Гришаева, Евгения Никитина, Анну Долгареву, Аллу Горбунову.
«Нельзя пройти и мимо такого специфического явления, как феминистская поэзия, лидер(к)ами которой можно считать Галину Рымбу и Оксану Васякину», – добавляет он.
ПОИСК ТОЧНЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
Поэтесса Ксения Желудова рассказала «Петербургскому дневнику», что ее поколение находится в поиске точных определений и этим, наверное, отличается от поэтов прошлых лет.
«Если раньше была история про новую искренность, то сейчас речь идет о точных определениях. Наше поколение пытается найти точные слова для тех или иных событий, эмоций. Сейчас важнее всего попасть в узкий эмоциональный спектр, болевую точку, чтобы у человека случился момент узнавания, чтобы он увидел себя», – делится она.
При этом Желудова отмечает, что молодые авторы не скидывают поэтов других эпох «с корабля современности», как это, делали, например, футуристы.
«Я читаю их тексты, рассматриваю, изучаю, как они сделаны. Нынешние авторы не спорят и не протестуют против авторов предыдущего поколения, как это было раньше. До тебя была литература, тонны слов. И ты под этой тонной слов пишешь свои стихи, принимая и понимая, что это могло быть написано до тебя, но это не повод молчать», – считает поэтесса.
Если до эпохи Интернета важной вехой в жизни любого поэта была журнальная публикация, а выход сборника считался событием в жизни, то у наших современников все гораздо проще. Издательства поэзию почти не выпускают. Но опубликовать стихи, отмечает Желудова, всегда можно в Интернете.
«Есть авторы, которых издают, и их книги будут покупать: Дмитрий Воденников, Вера Полозкова, Вера Павлова, Дмитрий Быков. Но остальных вряд ли. Зато Интернет переполнен публикациями. Публиковаться можно и в соцсетях, поэтому я не вижу в этом проблемы. Сборник – это некий подытог, подведение черты. Сейчас есть ресурсы для создания электронной книги. И ты сам можешь издать ее, если это необходимо», – отмечает автор.
При этом, добавляет она, профессиональная критика для современных поэтов важна, как и для их предшественников. Ведь комментарии в соцсетях трудно считать за таковую. Но сложность состоит в том, чтобы попасть в объектив критика. Напрашиваться – неудобно. А для того, чтобы тебя заметили, писать надо много и хорошо.
И ДЛЯ ДЕТЕЙ...
Нельзя обойти своим вниманием и поэзию для детей. Все мы помним и зайку, которого бросила хозяйка, и тесто, которое замесила мама, и даже о том, как хорошо уметь читать. Поэт и переводчик Михаил Яснов, который также ведет семинары для молодых авторов, работающих в детской литературе, рассказал «Петербургскому дневнику», что на Барто, Маршаке, Берестове и Михалкове поэзия для юных читателей не остановилась.
«Современная поэзия для детей, конечно же, есть. Меньше современной поэзии для подростков, но и она тоже существует», – рассказал он.
Яснов отметил, что разные поколения поэтов существовали всегда, в том числе и в детской литературе. Однако детская психология сама по себе не меняется, поэтому тут Борис Заходер, Валентин Берестов или Агния Барто ничем не отличаются от современных детских поэтов.
«Но меняются реалии, словечки. Современная детская поэзия, конечно, отличается языком. Современные детские поэты более подвижны. Если «маршаковская школа», к которой и я себя отношу, это рассказ в стихах, то сейчас этого нет. Современная поэзия для детей – это сопереживание», – считает автор.
Яснов добавил, что поэзия – это всегда цех. В детской литературе есть профессиональные поэты, а есть начинающие. Они отличаются приемами, которые используют. Понятно, что те, кто давно занимается литературой, приемов используют больше.
Из современных авторов, пишущих для детей, Михаил Яснов посоветовал обратить внимание на Сергея Махотина, Марину Бородицкую, Григория Кружкова и Вадима Левина.