Яндекс.Метрика
  • Анатолий Аграфенин

Литература в блокадном Ленинграде: что читали под обстрелами

В блокадном Ленинграде остро не хватало еды. В домах не было воды, тепла и электричества. Но ленинградцы не отказывали себе в удовольствии раскрыть любимую книгу

Несколько лет назад вышел каталог «Книги непобежденного Ленинграда». Авторы этого уникального издания проанализировали, какие книги стали самыми любимыми у ленинградцев в годы блокады.

ПОМОГАЛИ ВЫЖИВАТЬ

Больше всего были востребованы приключенческие и фантастические романы. С удовольствием читали произведения Александра Пушкина, «Войну и мир» Льва Толстого, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, сочинения Жюля Верна, Вальтера Скотта, Александра Дюма. Очень любили сказки. Дети блокадного Ленинграда вспоминали, как голос актрисы Блокадного театра Нины Чернявской, читавшей по радио детские книжки, помогал коротать им холодные дни в пустых квартирах, пока мамы были на работе.

Особое место на блокадных полках занимали книги о том, как жить и выживать. Они учили строить убежища от бомб и снарядов, сбрасывать зажигалки с крыш, сохранять тепло в домах, где, кроме буржуек, не было никакого другого отопления.

Весной 1942 года ленинградцам предоставили участки на улицах, в скверах и парках, чтобы они разбили огороды и дополнили свой скудный паек свежей зеленью. Городские жители были далеки от сельхозработ. Тогда начали издаваться массовыми тиражами пособия «Как вырастить капусту», «Как вырастить морковь». Каждая из этих книг уникальна.

Урожай вырос неплохой. Ленинградский трест столовых и ресторанов выпустил книгу «Использование ботвы огородных растений и заготовка ее впрок». Лучшие повара города, специалисты мирового класса составили рецепты из продуктов, использовать которые раньше никому бы и в голову не пришло. Например: борщ из ботвы свеклы, турнепса, брюквы и репы, котлеты из ботвы, кисели – тоже из ботвы! Всего 60 супов, 55 вторых блюд, несколько десятков рецептов десертов.

КАК РАБОТАЛИ ПИСАТЕЛИ

В блокаду работали многие городские библиотеки. Практически весь период осады был также открыт магазин – «Книжная лавка писателей» на углу Невского и Фонтанки, – который стал местом притяжения тысяч людей.

На каждом Книжном салоне в Санкт-Петербурге на одном из стендов можно увидеть книги, выпущенные в блокадном Ленинграде. От центра города до линии фронта были считанные километры, но активно работали издательства – отделение Госполитиздата и Гослитиздата, Медгиз, Лениздат и другие. Их дополняли передвижные издательства Ленинградского фронта и защищающих Ленинград армий. В годы блокады было выпущено около 2 тысяч наименований книг, их средний тираж варьировался между 10‑30 тысячами экземпляров.

При политотделе фронта постоянно работала большая группа писателей. Группу писателей-маринистов возглавлял Всеволод Вишневский. В его боевой команде Всеволод Азаров создавал стихотворения о Балтике, Кронштадте, героях обороны Ленинграда, Николай Чуковский и Григорий Мирошниченко стали летописцами подвигов морских летчиков, Александр Крон и Александр Зонин писали о подводниках, Лев Успенский – об артиллеристах, Петр Капица – о катерниках.

В годы войны Николай Тихонов написал поэму «Киров с нами», отрывки из которой читал на фронте и в заводских цехах блокадного города. Очевидцы вспоминали, какое сильное впечатление на них производили чеканные строки. В 1942 году за эту поэму Тихонов был удостоен Сталинской премии. С церемонии награждения он возвращался самолетом в Ленинград вместе с Александром Фадеевым. В одном из своих очерков Фадеев писал, что поэт перечислил всю премию на строительство танка и всю дорогу переживал: хватит ли денег?

ИЗ ГОРОДА НА ПЕРЕДОВУЮ

В 1942 году в Ленинграде вышла брошюра «Поход подводной лодки под командованием капитана 2‑го ранга Грищенко». Ее автор, писатель-маринист Александр Зонин, создавал книгу не по рассказам очевидцев. Он сам решил отправиться в двухмесячное плавание на подлодке Л-3. Командование Балтийского флота было категорически против, но Зонин своего добился.

Моряки несколько раз были на волосок от гибели. Обнаружив их, фашисты устроили за ними настоящую охоту на Балтике. Но наша подводная лодка дошла до берегов Германии и потопила несколько кораб­лей противника, поставила мины у входов в фашистские гавани.

За этот поход Зонина, как полноправного члена экипажа, наградили боевым орденом Красной Звезды. Вдохновленная его книгой Ольга Берггольц написала свое знаменитое стихотворение «Подводная лодка уходит в поход…», ставшее своеобразным гимном подводникам-балтийцам.