Яндекс.Метрика
  • Ксения Ахметжанова

Генеральный директор издательства «Эксмо»: «Мы ждем расцвета книгоиздания»

Генеральный директор одного из крупнейших книгоиздательских компаний в России «Эксмо» Евгений Капьев в эксклюзивном интервью «ПД» рассказал, как коронавирус изменил отрасль, в каком виде книжные магазины встретят читателей и что позитивного ждать от кризиса

Работа ускорилась, но люди в стрессе

- Как ваше издательство работало в период ограничений?

- В середине марта в Москве была ситуация, когда казалось, что вот-вот введут танки. Поэтому мы очень жестко перенастроили все свои рабочие процессы и перевели все издательство на «удаленку».

Взаимодействие с авторами тоже перешло на удаленный режим.
В принципе по взаимодействию с авторами в период пандемии только документооборот стал проседать. Поэтому мы приняли решение, что с июля переводим вообще всех авторов на электронный документооборот, введем и цифровые подписи.

Но были и плюсы такого режима: многие проекты стали быстрее реализовываться.
При этом, правда, мы видим, у команды усилился стресс. Отсутствие живого общения негативно влияет на людей. И с этим, конечно, надо работать. Не зря в крупных компаниях, которые давно на «удаленке», работа со стрессом – это одна из приоритетных задач.

- Когда планируете выйти в офис?

- Зависит от эпидемиологической обстановки в Москве. Пока мы продлили режим «удаленки» до 14 июня. Но сейчас очень большое количество требований для работников в офисе – сложно соответствовать. Но мой прогноз, что где-то в июле-начале августа мы выйдем. Сейчас мы в любом случае даем сотрудникам приходить в офис – это касается тех, кто не может работать из дома по разным причинам. Ну и соответственно с соблюдением всех требований Роспотребнадзора офис у нас работает.

- Сколько у вас в издательстве работает человек?

- Суммарно около тысячи человек. В офисе в среднем не более пятидесяти человек.

Запрос на классику

- Раньше вы говорили в своих интервью, что ожидаете роста покупательской способности. Чего вы ждете теперь?

- Если посмотреть на США, то там рынок уже вернулся на докризисные показатели. При этом в Германии и Великобритании ситуация грустная. Здесь трудно сказать, по какому сценарию у нас будут развиваться события.

Если говорить про спрос, то мы видим его серьезное сокращение. Особенности потребления связаны сейчас с тем, что можно покупать только через Интернет. При этом многие интернет-магазины вообще отказываются у нас брать дешевые книги – у них стоит до ста рублей лимит. Это связано с их затратами на логистику и доставку. Поэтому упали продажи книг в мягком формате.

У нас с 1 июня открылась часть магазинов в Москве. Скоро, надеюсь, откроем больше, и спрос на эту продукцию восстановится.

Но есть много интересных моментов, связанных с жанрами книг. Например, стала больше продаваться классика, детская и подростковая литература.

- Расскажите, как вы планируете выходить из кризиса?

- Первое – это соблюдение санитарных норм, чтобы всех обезопасить. И второе – это помощь читателю и магазинам с точки зрения ассортимента и цен. В принципе, надеюсь, будет много приятных сюрпризов для читателей. Наша задача – чтобы книжные магазины продолжали работать и оставались тем же элементом интеллектуального досуга.

- За то недолгое время, что работают книжные, какие наблюдения? Возвращаются читатели?

- Все сильно зависит от региона. Где интернет-магазины хуже развиты, там люди изголодались и готовы возвращаться в книжные магазины. По Москве и Петербургу пока ситуация не очень позитивная: на уровне 30-50 процентов мы видим цифры от докризисных.

- Книгоиздание включили в список пострадавших отраслей. Что это даст книжным магазинам и самим читателям на выходе?

- Мы благодарны правительству за это. Потому что падение продаж на 50 процентов – это очень серьезная цифра. Я надеюсь, это даст льготы по налогам, субсидии на заработную плату, отсрочки на проверки. Там большой пакет мер для пострадавших отраслей. И я надеюсь, это позволит сохранить нашу издательскую отрасль. Потому что очень большая угроза была – многие издательства просто закрывали свои офисы на этот период, даже не работали удаленно. И соответственно это большая угроза для развития, потому что маленькие издательства часто создают что-то новое, открывают много книг, и нам нельзя никоим образом их потерять.

Москва – психология, Петербург - краеведение

- Чем в принципе читательские предпочтения отличаются у Москвы и Петербурга?

- В целом, по конкретно лидирующим позициям разницы нет. Если же смотреть более широко, то в Петербурге чаще покупают литературу про свой город. В Москве не такой спрос. Это скорее связано с тем, что в Петербурге больше гостей города заходят в книжные.

Еще в Петербурге больше покупают детскую и подростковую литературу. В Москве ее доля поменьше. В столице еще больше спрос на нехудожественную литературу: по психологии, кулинарии берут книги. Запрос на современных авторов примерно в регионах одинаковый.

- Практически одновременно с Книжным салоном в Петербурге у вас стартует в Москве офлайн-мероприятие «Красная площадь». Расскажите об особенностях организации?

- Решение было принято буквально в последний момент. Оно нам далось непросто. Но захотелось таким образом показать в локации Красной площади все варианты безопасной торговли для книжных магазинов. Мы хотим представить некий образец для всей отрасли страны.

На Красной площади в рамках фестиваля будут введены лимиты на посещение торговых зон, будет линейка для социальной дистанции для тех, кто в очереди будет стоять. На Красной площади мы планируем раздавать маски и перчатки: в книжный магазин без средств защиты нельзя будет заходить.

- Каким будет 2021 год для книгоиздания?

- Я надеюсь на прекрасный год. Потому что все эпидемии, что были раньше, приводили к расцвету книгоиздания. Мы все знаем про Болдинскую осень. Но у нас нечто похожее. За время пандемии у нас увеличилось количество рукописей в два раза. И уже приходят книги, в которых осмысляется вирус и то, что с ним связано.

Я разговаривал со многими иностранными авторами и издателями, и все говорят, что пересматривают портфель, по-другому подходят к изданию книг, повышают принципиально их качество, появляются новые классные идеи. Соответственно и авторы сейчас говорят, что посидели не зря. У нас, например, Татьяна Устинова только что написала новинку и пишет еще одну книгу. И мы видим, что у нее творческий подъем. Я надеюсь, такое будет у многих авторов. Поэтому мы ждем расцвета книгоиздания.

Топ книг от издательства «Эксмо» за 2020 год (рекомендации от Евгения Капьева)

- «Женщина, у которой есть план. Правила счастливой жизни». Автор – Мэй Маск, 71-летняя модель и мама знаменитого Илона Маска. Вероятно, многим будет интересно, как воспитать сына так, чтобы потом к нему весь мир обращался с вопросом: «Как тебе такое, Илон Маск?»

- «Счастье ходит босиком» от автора Высшей школы экономики Ланы Барсуковой. Книги про повседневную жизнь с ноткой интеллигентного юмора.
«TheOne. Единственный» Джона Маррса. Лучший фантастический триллер-2018 по версии WallStreetJournal. Сюжет книги рассказывает о том, как люди выбирают себе партнера на всю жизнь по тесту ДНК.

- «Контур человека: мир под столом» Марии Авериной, автора, попавшей в шорт-лист «Национального бестселлера». История детства девочки Маши, родившейся в России на стыке 80-90 годов ХХ века.