Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

«Дистанционное обучение – это не просто читка лекции перед экраном»

Пандемия коронавируса внесла коррективы в условия жизни во всем мире. О том, как изменится процесс образования и планируется ли полный переход на дистанционное обучение, рассказал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев

– Как изменится жизнь петербургских вузов после пандемии?

– Коронавирус стал для вузов серьезным уроком. Стало очевидно, что необходимы законодательные инициативы, подзаконные акты и распоряжения правительства, которые бы регламентировали возможность вузов для оперативного перехода на удаленное обучение в тех или иных условиях.

Еще один важный момент: изменения рынка труда, на которые должны ориентироваться вузы. Ряд востребованных до пандемии рабочих мест потеряли свою привлекательность. Для эффективной работы в меняющихся условиях специалистам необходимо осваивать новые компетенции, прежде всего касающиеся работы в дистанционном формате и удаленных распределенных командах, коллективах. Решение этой задачи ложится на вузы. Работа в распределенной команде в значительной степени отличается от традиционного формата, когда люди сидят за соседними столами и общаются воочию. Компании, имеющие такой опыт, без труда перешли на новые условия работы. Остальным пришлось серьезно перестраивать всю организацию труда.

В вузах должны понимать, что переход на дистанционное обучение не означает, что ты можешь сесть за компьютер и начитать лекцию перед экраном. Подача материала, контроль выполнения курса – многогранный процесс, который требует дополнительных усилий в использовании дистанционных технологий. То есть как подготовки определенного контента, так и подхода к образованию в целом. Отмечу, что эти процессы идут не только в России, но и во всем мире. Например, Кембридж объявил, что все лекции в течение года вплоть до следующего лета будут проводиться онлайн.

– Будет ли расширяться межвузовское сотрудничество вузов в Петербурге?

– Тут можно подумать над появлением надуниверситетского банка образовательных ресурсов, где студент сможет прослушивать курсы, подготовленные в других вузах. Для этого необходимо заключить соответствующие соглашения между вузами.

– Возможен ли полный переход на «дистанционку»?

– Наиболее оптимальный вариант – сохранить традиционную форму и дополнить ее онлайн-ресурсами. Ряд специалистов невозможно подготовить без практики, контактного обучения. К примеру, невозможно дистанционно обучить медика. Никакой симулятор не заменит человека.

– Все больше компаний и производств готовятся конкурировать с вузами, создавая свои образовательные программы дистанционного обучения специалистов…

– Это пример внеуниверситетского образования. Подобные программы вполне могут возникать в коммерческих компаниях, и, скорее всего, в будущем их число будет расти. Такие инструменты могут быть крайне эффективны, так как коммерческие компании будут очень жестко отслеживать изменения рынка труда и реагировать на малейшие перемены, что, безусловно, можно отнести к позитивным изменениям.
   
– Увеличение доли дистанционного образования повлечет рост числа студентов в вузах?

– Если говорить о студентах в широком смысле этого слова, то есть о людях, проходящих экспресс-курсы онлайн, их число будет расти. На Западе это явление называется микростепенью, когда студент заказывает обучение определенному навыку.

– В некоторых вузах студенты, обучающиеся на платной основе, потребовали вернуть часть денег после перехода на онлайн-образование, считая, что не получили услугу в полном объеме. Как вы оцениваете такие заявления? 


– В конкретных случаях, если студент чего‑то недополучил, он имеет право предъявлять претензии. Тут многое зависит от конкретного вуза, смогли ли там удержать качество на должном уровне, ведь не у всех получилось быстро отреагировать на ситуацию и перейти на дистанционное обучение.

Хочу обратить внимание на то, что применение онлайн-технологий не означает переход на заочное обучение. На практике сейчас значительно возросла нагрузка как на студентов, так и на преподавателей. В одном и том же вузе может быть использовано множество программных средств, необходимых для проведения занятий онлайн.

– Насколько пандемия может замедлить развитие науки?

– Все зависит от направления исследований. Если используются установки класса мегасайнс, коллайдеры или рентгеновские лазеры, работа задерживается из‑за пандемии. Препятствий для гуманитарных и теоретических наук нет, их деятельность спокойно продолжается в удаленном формате.

СПРАВКА
Владимир Васильев – российский ученый, профессор и ректор Университета ИТМО с 1996 года. В 2013 году стал почетным гражданином Санкт-Петербурга.