Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Как поисковики возвращают десантникам их честные имена

Председатель инициативной группы «Шлиссельбургский десант» Валерий Шагин рассказал, как удается вернуть из небытия имена павших воинов и почему это важно

В годы войны бойцам Красной армии выдавали бакелитовые медальоны с тоненькой бумажкой внутри, на которой необходимо было указать личные данные. Многие этого не делали, среди солдат бытовало поверье: если заполнить этот листок, тебя обязательно убьют. И многие из них оставались пусты или сама бумага истлевала за десятки лет, проведенные в земле. Все это значительно усложнило работу по идентификации останков, которые удается найти на местах боев.

Как отметил председатель инициативной группы «Шлиссельбургский десант» Валерий Шагин, сначала идет серьезная работа с архивными документами, затем поиск останков павших воинов на местах боев.

«С одной стороны, необходимо с почестями захоронить останки героев, с другой, восстановить справедливость, вернув честные имена «без вести пропавшим», - говорит Шагин.

Он добавил, что большой удачей для поисковиков считается обнаружение подписных личных вещей, которые с большой долей вероятности позволяют установить личность павшего.

УЗНАТЬ ПРО КАЖДОГО

Одной из попыток прорыва блокады Ленинграда в 1941 году стал Шлиссельбургский десант. К сожалению, при недостаточной поддержке 80-й стрелковой дивизии, 1-й Особый отдельный лыжный полк Балтийского флота нанес удар в районе между Шлиссельбургом и деревней Липки на участке, где кольцо блокады было самое тонкое. Немцы оказались готовы к атаке и, несмотря на яростное наступление советских моряков, попытка прорыва была сорвана, а десант понес огромные потери. Большинство из погибших получили статус пропавших без вести.

«Как правило, в донесении писали «погиб», обнаружив тело на поле боя либо когда несколько товарищей погибшего могли подтвердить случившееся. Но моряки были вынуждены отступить, оставив тяжелораненых и погибших на поле боя», – рассказал Валерий Шагин.

Среди павших оказался родной дед Шагина, который участвовал в атаке в должности комиссара одного из батальонов. Работая в архивах, ему удалось выяснить судьбу родственника, но он не остановился на этом, создав проект, призванный вернуть имена каждого из погибших десантников.

По его словам, благодаря подписанным предметам нередко удается установить имена павших.

«В основном удается найти автографы солдат на ложках, котелках и фляжках, - рассказывает Валерий Шагин. – У нас есть предположение, что бойцы, уходившие в десант, не имели медальонов вовсе, а возможно, им запретили брать их с собой из-за специального характера операции. Поэтому в нашем случае особенно ценна каждая находка с указанием персональных данных».

ТАКАЯ БЫЛА ЛОГИКА

Валерий Шагин обратил внимание, что в СССР статус «пропавший без вести» нередко нес негативную окраску.

«Дело не только в том, что люди хотят знать судьбу своих близких. В свое время семье могли выплачивать пособие по потере кормильца не в полном объеме или не платить вовсе. Это почти как враг народа: мол, раз пропал без вести, кто знает, а может, он в плен сдался? Логика была такая. Поэтому родственники ищут своих павших воинов еще и потому, что в том числе хотят вернуть им честное имя», - продолжает Шагин.

СЧАСТЛИВАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ

Валерий Шагин сообщил, что удалось восстановить имена практически всех моряков 1-го лыжного полка - участников Шлиссельбургского десанта, хотя работы по поиску продолжаются.

Он отметил, что найти родственников воинов крайне непростая задача, но иногда удача сама улыбается активистам. Так, на связь с участниками инициативной группы вышел внук краснофлотца Федора Сычева, погибшего в ходе операции Шлиссельбургского десанта. Он рассказал, что родная сестра Сычева искала брата, объявленного пропавшим без вести всю жизнь, но так и не узнала его судьбу. Один из внуков павшего воина сейчас живёт в Великобритании, но собирается приехать на место битвы, чтобы почтить память родственника, сразу после снятия ограничений из-за пандемии коронавируса.

Шагин добавил, что иногда происходят судьбоносные случайности. Например, на церемонии открытия памятного знака в честь подвига участников десанта, одна из присутствующих женщин рассказала о своем отце - моряке, пропавшем без вести.

«Мы сопоставили документы. Выяснилось, что она только что стояла на том месте, где погиб ее отец. До этого она вместе со
своей матерью 75 лет искала информацию об отце. И это не единственная подобная история, когда благодаря случаю удается найти родственников павших воинов, но, к сожалению, так везет не всегда», – сказал Валерий Шагин.

Несмотря на эти успехи, работы предстоит еще много, и она будет закончена, лишь когда имя последнего героя покинет список с приставкой «пропавший без вести».

СПРАВКА:
В ноябре 2015 года на десятом километре Петровской дороги был установлен памятный знак, посвященный подвигу моряков 1 особого отдельного лыжного полка Краснознаменного Балтийского флота и воинов 80‑й стрелковой дивизии.