Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Эпидемия COVID-19 устроила музеям «цифровую проверку»

Сейчас посетить музеи можно только онлайн. Насколько готовыми они оказались к этой ситуации? Успешно ли осваивают новые технологии? И что интересного могут предложить своим виртуальным посетителям?

Для большинства из нас музеи, выставочные центры и галереи едва ли ассоциируются с новыми цифровыми технологиями. А напрасно. Потому что на самом деле это уже давно не так. И, как уверены специалисты, даже пандемию коронавируса нельзя считать главным катализатором инноваций. Она лишь немного ускорила переход в онлайн-пространство.

«Эта ситуация стала проверкой на прочность, в том числе и с точки зрения цифровых навыков. Подавляющее большинство музеев создало специальные программы. А те, кто не признавал онлайн-проекты, сомневались в том, что они будут востребованы, оказались самыми неподготовленными», – отметил директор департамента информационного и цифрового развития Министерства культуры РФ Вадим Ваньков.

Стали реальностью

Впрочем, абсолютно неподготовленных к эре новых технологий среди петербургских музеев не нашлось. Правда, если в Москве создали единую для всех программу цифровизации, то в Петербурге каждый музей решал эту задачу сам. И по большому счету справился с ней достаточно успешно. Как рассказала куратор культурных проектов международной образовательной программы магистратуры «Световой дизайн» Университета ИТМО Александра Ирисова, сегодня сформировалось несколько направлений, по которым происходит процесс цифровизации музеев.

Первое и весьма традиционное нацелено на решение утилитарных задач – это внедрение автоматизированных баз данных, которые помогают музеям в учете коллекций, организации выставок, в исследовательской и реставрационной деятельности.

Другие направлены на внедрение технологий и налаживание коммуникаций между музеем и зрителем. Речь идет о всевозможных онлайн-турах по музею, экранах, на которых могут играть юные посетители, трехмерных моделях и проекционных комплексах, которые могут как дополнять существующие экспозиции, так и являться самостоятельным экспонатом или новым арт-объектом.

Это разнообразные мобильные приложения, виртуальные помощники, нацеленные на ориентирование посетителей.

«Прежние типы аудиогидов, которые требовали специального аппарата, вероятно, уходят в прошлое. Сейчас посетители предпочитают пользоваться мобильными приложениями на смартфонах и планшетах», – прогнозирует эксперт ИТМО.

Растет посещаемость

Одним из наиболее продвинутых в применении новых технологий оказался музей-заповедник «Петергоф». Еще много лет назад там стали выстраивать трехмерные модели и использовать возможности мультимедиа. А когда запустили инновационный проект «Дом игральных карт», определив его жанр как «музей-спектакль», посещаемость выросла более чем в 60 раз.

По словам директора Русского музея Владимира Гусева, в режиме онлайн-трансляций они присутствует постоянно.

«Нам не надо было решать, хорошо это или плохо. Музею это сейчас очень помогает», – уверен он.

По словам Владимира Гусева, за это время было организовано около 1 миллиона 200 тысяч сеансов – это игровые программы, лекции, экскурсии.

«Только за последний месяц наш сайт посетили более 15 миллионов человек. Они получили столько интереснейшей информации, сколько не получишь и за десять посещений музея», – конкретизировал он.

Онлайн-активность

Новые технологии вышли и на открытые пространства.

«Наши выпускники и студенты каждый год участвуют в Международном фестивале «Ночь света в Гатчине», где представляют свои интерактивные инсталляции. Например, огромная инсталляция «Лунная вода», левитирующая над водой в окружении светящихся шаров, создавала иллюзию того, что парит в воздухе», – рассказала Александра Ирисова.

Не меньшей популярностью пользуются и контактные объекты. Например, специалисты ИТМО создали кубики-светильники, которые способны считывать и смешивать цвета. Реагируя на цвет одежды ребенка, они меняют свой цвет.

«Когда дети начинают играть и обмениваться кубиками, цвета смешиваются. Это метод помогает наладить отношения между юными посетителями и выполняет познавательную функцию», – подчеркнула эксперт ИТМО.

«Я делю всю нашу онлайн-активность на две части. С одной стороны, это то, что я называю «пир во время чумы». Это, например, перформансы или что-то еще необычное. А другое – когда музеи приносят людям на экраны их компьютеров ощущение живого музея. Пусть не совсем совершенного, с неудачным освещением, с бликами на стеклах. Но живые экскурсоводы, живые хранители создают иллюзию, что музей пришел к вам и вы как будто в нем находитесь, – считает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Эксперты уверены: даже когда музеи откроются вновь и цифровое пространство не будет единственно возможным видом их посещения, они не перестанут осваивать новые информационные технологии, которые уже становятся частью повседневной жизни.

На заметку

Специалисты считают, что онлайн-формат - это новый и даже более глубокий способ общения музея с аудиторией, так как он готовит к приходу в музей, поскольку порождает интерес к тому, чтобы увидеть подлинную вещь своими глазами.

20 миллионов просмотров собрали онлайн-проекты Государственного Эрмитажа с 18 марта, когда музей был закрыт в связи с пандемией коронавируса.

Закрыть