Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Шоссэ до вердикта доведет – в Петербурге прошла премьера новой пьесы Акунина

В Александринском театре успешно прошла премьера интерактивного спектакля «Драма на шоссэ. Судебное разбирательство» по пьесе Бориса Акунина. Именно так – через «э» писалось это слово на заре прошлого века, в любимую эпоху писателя

Получился перформанс в онлайне – имитация судебного процесса с участием не только присяжных, но и манипулирующих ими зрителей. Постоянный герой Акунина – Эраст Фандорин – стал уже не просто сыщиком, но экспертом, способным провести анализ ДНК за полвека до ее открытия.

К слову, события на сцене происходят в 1901 году и касаются первой в Российском империи автоаварии со смертельным исходом. Согласно фабуле в результате наезда автомобиля «Паккард» погиб пятилетний мальчик, а водитель машины пытался скрыться с места происшествия. Когда из дела потянулись дополнительные сюжетные нити, стало очевидно, что единогласного вердикта у присяжных не будет. Так оно и вышло.

Для процесса удалось найти только шестерых присяжных. В этом качестве дебютировали режиссер Константин Богомолов, актриса Мария Миронова, пианистка Полина Осетинская, публицист Николай Сванидзе, журналист Андрей Пивоваров и писательница Татьяна Толстая. В заседании все они участвовали по Скайпу. Помощь зрителей понадобилась, чтобы избрать старосту жюри: в социальных сетях запустили голосование, и большинством голосов избрали Татьяну Толстую. Впоследствии за помощью к зрителям обратились еще дважды: при вынесении вердикта и при решении еще одного вопроса, имевшего, как оказалось, ключевое значение.

Новаторские интерактивные жанры – это особый конек и Акунина. В 2008 году он выпустил роман «Квест», читать который предписывалось на особом сайте, попутно отвечая на вопросы-загадки и продвигаясь в случае правильных ответов по сюжету.

В 2016-м появился планшетно-смартфонный роман «Сулажин», в котором было собрано 8 различных сюжетов, хоть и берущих начало в одной точке. Читателю предстояло три раза сделать выбор, на какую из линий сюжета свернуть, что в конце концов выводило его к одному из восьми финалов, а также награждало психологической характеристикой.

Сам Борис Акунин, проанализировав количество кликов на каждой из развилок, сделал в итоге вывод, что самым популярным жанром у читателей оказалась «сиропная любовь», а самым непопулярным – философская драма.

Голосование в суде – еще один способ изучить аудиторию, которым Акунин успешно воспользовался. Во время вынесения зрительского вердикта – он, кстати, совпал с вердиктом шестерых присяжных – компьютер фиксировал пол, возраст и место жительства участника, ориентируясь на его аккаунт. 

В результате оказалось, что жители Петербурга более мягкосердечны, чем москвичи (за оправдание высказалось на 3 процента больше), а женщины добрее мужчин (та же разница в три процента). Люди моложе 35 лет больше склонны к жестким решениям. Зрители из стран СНГ (Казахстан, Белоруссия и Украина) демонстрируют то же мировоззрение, что и россияне. Всего проголосовало около семисот человек.

Пьесу о драме на «шоссэ» Борис Акунин написал специально для Александринского театра и его художественного руководителя Валерия Фокина. Роль Эраста Фандорина исполнил Тихон Жизневский. Спектакль демонстрировался в Интернете бесплатно, а благотворительные взносы в детский хоспис зрители делали по желанию.