Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Гинкель

Безумию храбрых: «Гроза» Григория Константинопольского

На онлайн-платформе PREMIER 21 мая вышла самая смелая и дикая экранизация знаменитой пьесы Александра Островского, которую отличают блестящий актерский ансамбль, а также творческий подход и уникальный авторский взгляд на проблемы, остающиеся актуальными до сих пор

Режиссера Григория Константинопольского все знают про драме «Кошечка», где Михаил Ефремов перевоплотился в балерину, а также по искрометной «Пьяной фирме», отбрасывающей нас обратно в 1990-е, но лучший укол адреналина публике постановщик сделал своим недавним «Русским бесом», в котором роль «нашего американского психопата» исполнил Иван Макаревич. Каждый из этих проектов ироничен и безумен, но до уровня «Грозы» им далеко.

Константинопольский без особого труда разорвал текст классика, который, кстати, не так часто используют в кино и театре, на мелкие клочки. Он осовременил диалоги, но лишь отчасти, ловко замаскировав их под наши с вами реалии. Ну а всем известным со школьной скамьи персонажам режиссер подготовил слегка другие амплуа.

Чего только стоит механик Кулигин (Макаревич), который теперь не только «помолодел» лет на 20, но и сменил перпетуум-мобиле на рэп о вегетарианстве и феминизме. Кстати, все треки актер придумал сам, так что его имя гордо красуется в титрах под графой «композитор».

Феклуша (Мария Шалаева) стала участницей «Битвы экстрасенсов», а Барыня (Алиса Хазанова) – депутаткой, за которой по пятам бродят двое дюжих молодцев. Марфа Кабанова (Виктория Толстоганова) теперь заправляет рестораном, а ее сын Тихон (Василий Буткевич) подрабатывает тут охранником. Савел Прокофьич Дикой (Алексей Макаров) стал мэром города, разбрасывающим не самые крупные купюры в толпу, а Кудряш (Александр Кузнецов) работает у него почти телохранителем.

Ну а в остальном мало что поменялось. Катерина (Любовь Аксенова) все так же влюбляется во все того же Бориса (Сергей Городничий). Действие сей любовной драмы происходит на Волге, в городке под названием Калинов, под который умело замаскировали Ярославль. Судя по всему, он вскоре отберет у Москвы и Петербурга звание главной локации для съемок российского кино. Ведь тут уже успели поработать Анна Пармас и Борис Хлебников, а теперь пришел и Константинопольский.

«Если бы я имел талант выразить суть фильма словами, все смыслы, все ощущения, то мне незачем было бы снимать эту картину. Она о красоте, о жестокости, о безысходности. Посмотрите ее, и вы поймете все сами», – сказал Константинопольский в одном из своих интервью.

Постановщик явно не лукавил. Его творение просто не поддается никаким сравнениям и алгоритмам. Конечно, в голову приходит классическая советская «Гроза» Владимира Петрова или одноименный телеспектакль Феликса Глямшина и Бориса Бабочкина, и даже в корне измененная по стилистике «Гроза», поставленная на сцене БДТ Андреем Могучим, не идет ни в какое сравнение с работой Константинопольского.

Смело отбрасывайте все филологические конспекты и погружайтесь в эту тучу, окруженную громом и молниями, которую двигает на вас «Гроза». Тут Кулигин сравнивает Оксимирона с Ломоносовым, над Калиновом пролетает НЛО, а со двора дома Кабанихи можно разглядеть чертово колесо, в котором так и не появилось отдыхающих. Ну а главный, но еще не финальный штрих, в романтическую сцену Катерины и Бориса неожиданно врываются поющие дельфины. Цирк, ребячество, профанация. Называйте, как хотите. На самом деле уже сама атмосфера фильма превращается в тот самый омут, в который и ведет красота наших героев. Как говорится, все по классике. Да, и фраза «Почему люди не летают, как птицы» тут тоже обязательно всплывает все из той же темной глади воды.

При всем хаосе «Грозы» Константинопольского, на поверхности его фильма остаются вполне себе реальные проблемы, которые за минувшие годы буквально въелись в подкорку мозга и постоянно мелькают на страницах газет. Тут хватает места и домашнему насилию, и бюрократии, и жесткому родительскому контролю, и коррупции, и слабоумию аристократической верхушки. Складывается ощущение, что Островский писал о нас с вами, о мире, где бродят люди с песьими головами и творятся другие бесчинства. Константинопольский лишь обернул его трагическую историю в пестрый фантик, украсив ее в своей странно-прекрасной манере.

Закрыть