Геннадий Орлов: «Спортивная индустрия сможет выдержать удар пандемии»
– Геннадий Сергеевич, что в первую очередь изменится в спорте после пандемии коронавируса?
– Многое должно измениться. И не только в спорте, а вообще в мире. Люди должны понять, что надо по-другому относиться к своему здоровью. Вспоминаю, как я первый раз попал я Японию, это было в 1986 году на Всемирной универсиаде. И был удивлен тем, как много людей носят маски на улицах, в метро. Мне объяснили, что японцы очень трепетно относятся к соблюдению санитарных правил. Это у них появилось уже давно, после атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Многие боятся радиации, боятся чем-нибудь заразиться. К тому же в Японии мало земли, а население большое, сильная скученность людей. Поэтому в Японии очень заботятся о чистоте, тщательно убирают улицы, моют до блеска метро, железнодорожные вокзалы, поезда, автобусы. И ношение масок там в порядке вещей.
– Япония всегда была страной, в которой многое казалось странным, а потом это принимали и в других странах.
– Такое же сейчас отношение к гигиене, к чистоте не только в Японии, но и в Южной Корее, в скандинавских странах, особенно в Норвегии. И так как врачи нас предупреждают, что нынешняя пандемия коронавируса не последняя, что возможны новые волны инфекции, новые вирусы, то мир будет привыкать к тому, что нужно соблюдать все эти меры – носить маски, мыть руки, применять средства дезинфекции.
И все это предстоит применять на спортивных соревнованиях, которые начнут проводить после улучшения в мире обстановки. И не на какой-то срок, это должно стать нормой – строжайшее соблюдение санитарных правил, наведение чистоты на стадионах, спортивных аренах, тренировочных базах. Все спортсмены, тренеры, другие участники соревнований будут проходить тестирование, при малейших подозрениях на заболевание их будут отстранять.
– Из-за коронавируса профессиональный спорт понес огромные убытки. Как это изменит финансовую ситуацию в этой сфере?
– Пандемия нанесла спорту как индустрии очень сильный удар. В 2020 году отменили многие крупные международные турниры, все чемпионаты мира, Европы, перенесена Олимпиада в Токио. Не состоятся знаменитые марафоны в Бостоне, Нью-Йорке, Берлине. Огромные убытки понесли профессиональные лиги в хоккее, баскетболе и, конечно, в футболе. Английская Премьер-лига потеряла миллиард евро, лиги в Италии, Германии потеряли по 700-800 миллионов евро. Конечно, это скажется на бюджетах клубов, на ценах на трансферном рынке. Аналитики подсчитывают, что расходы на зарплаты сократятся на 40-50%, настолько же снизятся трансферные суммы на футболистов.
– Индустрия спорта сможет выжить после пандемии?
– Профессиональный спорт, бесспорно, не рухнет из-за пандемии, он выдержит этот удар. Профессиональный спорт, индустрия зрелищ, нужен людям. Футбол, хоккей, баскетбол, другие виды спорта приносят людям эмоции, в которых они сильно нуждаются, приносят радость.
– В спорте высших достижений, то есть на Олимпийских играх, немало соревнований, которые трудно назвать зрелищными, они у публики большого интереса не вызывают. Как будет с ними?
– Олимпийские игры будут проводить и дальше. Согласен, что некоторые виды олимпийской программы не вызывают большого интереса у зрителей, например, пулевая стрельба, стрельба из лука. Но у федераций по таким видам спорта есть мощная поддержка со стороны МОК – Международного олимпийского комитета. У МОК есть огромные рекламные контракты с могущественными компаниями-спонсорами – «Кока-Кола», «Макдоналдс», «Найк» и другими. В России же олимпийские виды спорта поддерживаются Министерством спорта.
– В период пандемии и остановки почти всех соревнований повысился интерес к киберспорту. Как считаете, этот интерес сохранится?
– Не вижу в киберспорте ничего плохого. Наоборот, например, FIFA сейчас продвигает киберфутбол, рекомендует всем профессиональным клубам развивать его, создавать у себя секции. В «Зените» такая есть, я недавно награждал победителей турнира по киберфутболу, который проводил клуб, познакомился с этими ребятами. Немного не понравилось, что все они выглядят неспортивными, у всех избыточный вес. Наверное, киберспорт хорош для людей, у которых есть проблемы со здоровьем.
– Сохранится ли практика тренировок в дистанционном режиме?
– Во всех игровых видах спорта тренировки на удаленном доступе не имеют смысла. Важны командное взаимодействие, сыгранность, а это невозможно отработать дистанционно. В некоторых других видах, может быть, в исключительных случаях такая практика будет применяться.
– Сейчас соревнования, в том числе футбольные чемпионаты, будут проводить при пустых трибунах. Это надолго?
– Думаю, что зрители не скоро вернутся на трибуны. В Англии, как я читал, и следующий футбольный сезон начнут при пустых трибунах. Без зрителей хотят доиграть сезон в НХЛ. Конечно, это приносит убытки клубам и лигам, но есть контракты с телекомпаниями, спорт будут транслировать и болельщики найдут способы поддержать свои команды.
– Многие опасаются, что слишком рано в России решили возобновить футбольный сезон, что еще велика опасность заражений.
– Надеюсь, что при соблюдении всех мер безопасности в спорте удастся обойтись без вспышки вируса. Сейчас проходит чемпионат Белоруссии по футболу со зрителями, всего три человека заболели. Да и из-за футбола ли они заболели? Сейчас проводят тестирование в командах Российской премьер-лиги и больных находят только в тех клубах, которые выступали против доигрывания чемпионата. Это наводит на определенные мысли. Например, Плиев из «Рубина» заразился на свадьбе, то есть нарушил режим самоизоляции, сам виноват. Вообще, в контракты футболистов стоит внести пункты о штрафах за нарушения такого типа.
Спортсмены и все люди должны больше думать о самосохранении. Больше заботиться о своем здоровье. Государства должны больше тратить средств на медицину, на разработку вакцин, лекарств, а не на вооружение. К таким мыслям приводит пандемия коронавируса.