Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

Что происходит в Новой Ладоге, где недавно сгорели несколько домов-памятников

Пожары начались в 2009 году
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

Следственный комитет начал расследование серии пожаров, которые почти уничтожили исторический центр Новой Ладоги – города, основанного Петром I через год после Петербурга. 

Пожары начались в Новой Ладоге в 2009 году. Тогда огнем было уничтожено каменное здание бывшей городской управы – некогда центра жизни уездного русского города. Именно в таком качестве Новую Ладогу пытались сохранить, признав памятниками архитектуры около полутора десятка старинных домов на проспекте Карла Маркса, до революции – Николаевском. Отсюда, собственно, и начинался город.

НАЧАЛО ГОРОДА

Бывшая главная городская магистраль шла от Николо-Медведского монастыря, построенного в XV веке на левом берегу Волхова в месте впадения в Ладожское озеро. Царь Петр I в 1704 году, в войну со шведами, решил здесь построить верфь. По его указу монастырь был упразднен, монастырские постройки обнесли крепостным валом, а вокруг стал постепенно разрастаться город – Новая Ладога.

На Николаевском проспекте с 1764 по 1768 год жил Александр Суворов, назначенный командовать расквартированным в городе Суздальским пехотным полком. Здесь великий военачальник написал свое «Полковое учение», которое легло в основу его знаменитого труда «Наука побеждать». 

Отсюда же с берега Волхова уходили корабли в осажденный Ленинград. Навигация на Ладоге длится до 9 месяцев, так что по водному пути Дороги жизни и перевезли в войну большинство грузов и эвакуированных ленинградцев. И отсюда же, с бывшего Николаевского проспекта, старый город начал умирать.

ПОЖАРЫ

«Раньше как-то город был чище, лучше. Идешь по улице – какое-то настроение особое. А сейчас не хочется по городу ходить», – делится своими впечатлениями чета пенсионеров, которые приехали на старенькой «Ладе» в строительный магазин на главной площади.

По словам пожилой жительницы города, главная проблема – бесхозяйственность. Она показывает на заброшенное здание рядом с площадью – бывшая школа. «Чудесное здание. Раньше заходишь, а там лестница, как в старинных домах, удобная. Неужели нельзя было договориться, чтобы использовать его как-то по назначению», – сокрушается собеседница.

То же самое произошло и с другими зданиями-памятниками в городе. Когда началась программа расселения из ветхого жилья, часть старинных домов сразу снесли. Им по разным причинам не дали охранный статус. Остальные просто заколотили и оставили так стоять. На проспекте Карла Маркса было 16 таких домов. Двум из них повезло – нашлись собственники, которые на условии их сохранения продолжили там жить.

Примечательно, что первые пожары на Карла Маркса начались именно в каменных, а не деревянных домах. В 2009-м горела бывшая городская управа, а в 2014 году – здание, где размещался штаб Ладожской флотилии, той самой, что спасала Ленинград. Кстати, оба дома находятся прямо по соседству с администрацией поселения и местным отделом полиции. К лету 2018 года сгорели четыре деревянных дома-памятника на проспекте. Два из них позже снесли. В августе 2019 года огнем был уничтожен дом вдовы земского врача Протодьяконова.

«Очень красивый был дом, мезонин на все стороны, резьба такая интересная. Первый хозяин дома был дядя художника-передвижника Василия Максимова, он часто приезжал к нему сюда в гости, писал картины», – рассказывает краевед Татьяна Чурова.

Она руководит общественным музеем в колокольне собора Рождества Пресвятой Богородицы на территории бывшего монастыря. Во время небольшой экскурсии она показывает бронзовую купель, из которой вынимал своих крестников сам Суворов, митрополичий посох и автографы звонарей на деревянных досках, сохранившихся с постройки храма.

Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»

СЛЕДСТВИЕ НАКАЖЕТ

Почти сразу было ясно, что пожары на Карла Маркса кто-то устраивает целенаправленно. Это следовало из материалов уголовных дел, которые без результата вела полиция.

В сентябре 2019 года на том же проспекте сгорела бывшая церковноприходская школа конца XIX века. Жители обратились к председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину. Тот поручил возбудить собственное уголовное дело о халатности и взял его расследование на контроль. 

А потом в ночь на 17 мая в Новой Ладоге сгорели сразу два памятника XIX века: дом купца Шабанина на Карла Маркса и здание казармы для рабочих бывшего казенного винного склада в Кузнечном переулке. Тогда Бастрыкин изъял все дела о пожарах в Новой Ладоге из МВД и передал в Управление Следственного комитета по Ленобласти.

Один местный житель в разговоре с корреспондентом «ПД» признался: горожанам страшно. «Мы не понимаем, что происходит. Город выстоял в войну под бомбежками и умирает в мирное время», – сказал собеседник.

Версии происходящего строят разные. Кто-то уверен, что пожары – это козни прежней администрации, которую сместили после выборов в сентябре 2019 года. В чем может быть тут выгода, впрочем, неясно: ведь дома-памятники даже после их уничтожения нельзя по закону продать под строительство чего-то другого.

Кто-то пришел к выводу, что в городе действует психически нездоровый человек. Новоладожцы продолжают верить, что Следственный комитет накажет виновных.

«Здесь должны работать органы следствия и дознания. И они должны установить, кто производит эти поджоги. Когда эти люди будут наказаны и все будут видеть, что их наказали, вот только тогда эта ситуация прекратится», – отметила замглавы муниципального образования Новоладожское городское поселение Светлана Алексеева. 

ЦИФРА

9 из 16 домов-памятников уничтожено в пожарах на проспекте Карла Маркса в исторической части Новой Ладоги с лета 2009-го по май 2020 года. Установлено, что причиной возгораний были поджоги. За 10 лет полиция не нашла виновников.

Закрыть