Дистанционка вернула вузы в эпоху палеолита
Между тем настоящие высшие учебные заведения должны заниматься образованием. Это более широкое понятие. Оно включает не только передачу знаний, но и воспитание. В социальной среде благодаря созданному в университете психологическому климату формируется личность студента. Его образ. Именно в этом суть педагогики. И это отлично известно еще со времен Древней Греции. Любая попытка отказаться от воспитания деформирует и уродует образовательный процесс.
Дистанционная форма может служить лишь дополнением. И обогащать образовательную палитру. Приведу наглядный пример: пещерная живопись эпохи палеолита – это тоже своего рода дистанционное обучение. Но согласитесь, что гораздо полезнее послушать опытного охотника на мамонта вживую, чем изучать процесс охоты по рисункам в пещере. Утрирую, однако, надеюсь, аналогия понятна.
Главное в воспитании – личность учителя. Лишая студента живого контакта с педагогом, мы оставляем его без важнейшего воздействия. Многим преподавателям сложно передать свой магнетизм через экран монитора. Таких-то и в реальной жизни мало – тех, кто иногда двумя-тремя фразами может изменить всю нашу жизнь. Быть подлинно харизматичным на расстоянии чрезвычайно трудно. Пожалуй, я знаю только одно исключение – Ираклия Андроникова, который выступал на телевидении и гипнотизировал чтением рассказов миллионы советских телезрителей. Чумак и Кашпировский – из области психиатрии, а не образования.
А нашим сегодняшним телезвездам с их криками, воплями и скандалами волшебство Андроникова даже не снилось…
Так вот. Сравнивать можно до бесконечности. Дистанционка в вузах – суррогат. Секс по телефону. Обездоленным людям слегка поможет, но настоящую любовь не заменит.
Скажу категорично: никакого дистанционного образования в высших учебных заведениях быть не может. И живой образовательный процесс электронная форма никогда не вытеснит. Это уже понятно. Мы видим это на примере того, что сейчас происходит в российских вузах…