Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

В России нашли почти 7 тысяч фейковых сообщений о коронавирусе за месяц

Директор Лиги безопасного Интернета Екатерина Мизулина рассказывает о том, как общественники борются с этим явлением

– Как в последнее время обстоит дело с распространением фейковых сообщений в соцсетях и мессенджерах?

– С начала апреля этого года Лига безопасного Интернета обнаружила более 6,8 тысячи фейковых сообщений о коронавирусе в рунете. За этот период на горячую линию лиги в связи с распространением в Сети фейков обратились 16,5 тысячи человек. Работой по выявлению недостоверной информации в Сети занимаются более 120 волонтеров лиги. К нам также подключились волонтеры Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям.

Много сообщений получаем от простых пользователей, которые присылают ссылки на конкретные недостоверные сообщения или посты, в которых они сомневаются. Люди просят подтвердить или опровергнуть эту информацию. Тогда активисты лиги связываются с представителями органов исполнительной власти, больницами, правоохранителями и иными организациями, о которых идет речь в этих сообщениях, для проверки. Кроме того, получаем немало запросов от руководителей групп и сообществ в социальных сетях, которые присылают ссылки на сомнительные публикации пользователей.

– В чем основная опасность фейков?

– Люди, и так находящиеся в состоянии тревоги из-за ситуации с коронавирусом, подвергаются колоссальному стрессу, что может негативно повлиять на их здоровье. Ряд фейков и вовсе направлен на создание депрессивных и протестных настроений в обществе. Мы подозреваем, что распространение фейков – во многом организованный процесс, конечная цель которого – дестабилизировать общество, настроить людей против власти и вывести их на различные пикеты, митинги.

– Кто занимается распространением таких сообщений?

– Можно выделить несколько категорий людей. Первая – рядовые пользователи, которые репостят фейковые сообщения. Когда таких людей привлекают к административной ответственности, они говорят, что хотели пошутить или слышали какую-то историю в транспорте, от знакомых и решили рассказать всем остальным, не разбираясь в сути дела. Отмечу, что в настоящее время распространение фейков таким образом снизилось в два раза. Во многом это связано с принятием закона о наказании за распространение фейков о коронавирусе.

Еще две категории распространителей: профессиональные провокаторы – одни сознательно создают и распространяют фейки на территории РФ, другие, находясь за границей, в том числе на Украине. Эти лица занимаются такой работой сознательно, их задача – дестабилизация ситуации в стране и конкретных регионах, городах. Например, такие деятели усиленно атакуют регионы Северного Кавказа. Помните, как после одного фейкового видео во Владикавказе вышли на улицу люди, поверившие, что коронавируса не существует. К сожалению, многие из них в итоге заразились вирусом.

– Вы говорили, что дети подвергаются серьезной опасности в Сети…

– По данным лиги за 2019 год, в России более 7 миллионов детей состоят в деструктивных сообществах различных социальных сетей и мессенджеров. Это совсем не безобидные сообщества. В таких группах пропагандируются суициды, терроризм, кибербулинг (то есть травля в Сети. – Ред.), увеличивается количество групп, вязанных со «скулшутингом» (нападения на школы. – Ред.).

– Как ситуация с коронавирусом повлияла на распространение недостоверной информации?

– В условиях пандемии фейки распространяются особенно активно. Более того, их количество неуклонно растет, это связано с тем, что тема коронавируса остается самой обсуждаемой не только в России, но и за рубежом. Кроме всего прочего, многие стараются воспользоваться хайпом и раскрутить свои ресурсы, увеличить количество просмотров на своих аккаунтах.

– Как определить, что перед тобой фейк?

– Как правило, в подобных сообщениях говорится, что его необходимо переслать максимальному количеству людей либо, напротив, держать в секрете, мол, эта информация – большая тайна. Естественно, все тайное становится явным, люди пересылают такое сообщение родственникам и друзьям и фейк распространяется.

Еще одна характерная черта – эмоциональность сообщения. Особенно это касается аудио- и видеосообщений. Нередко на таких аудиозаписях мы слышим взволнованный женский голос и детские голоса на заднем плане. Создается максимально реалистичная картинка, как будто человек узнал что-то важное и сразу решил сообщить это.

Подавляющее большинство фейковых сообщений создается по классическим принципам работы пропаганды. В каждом есть небольшая доля правды. Никто не может опровергнуть существование полиции, МЧС, конкретной больницы или школы. Фейки могут ссылаться на слова врачей, полицейских и т.д. Даже на конкретных людей. Создатели фейков стараются акцентироваться на каком-то источнике, якобы откуда получена информация. Когда мы видим часть правды, остальное сообщение тоже начинает казаться правдивым.

Еще один указатель на недостоверное сообщение – полное отсутствие этой информации в других источниках, в частности на официальных порталах тех или иных служб, СМИ. Всегда необходимо проверять информацию в нескольких источниках.

– Приведите пример, с какими фейками сталкивались пользователи Сети из Петербурга.

– Фейк о том, что в Институте ФСБ России в Санкт-Петербурге 70% заболевших коронавирусом, потом была информация о присутствии военных во Всеволожском районе и невозможности покинуть Мурино с текстом: «Все закрыто. Всюду военные и Росгвардия. Сегодня перебежками и ползком кое-как из Мурино выбрался. Был ранен в ногу». Еще были фейки, что в Петербурге были случаи «вынужденной эвтаназии» из-за нехватки аппаратов искусственной вентиляции легких для лечения коронавируса, и т.д.

Петербург – один из тех городов, которые подвергаются усиленным и организованным атакам со стороны распространителей фейков. В их число входят также Москва, Московская область, Астраханская область, Приморский край, Ставропольский край, Республика Крым и Севастополь.

– Что мешает борьбе с фейками?

– Администрации соцсетей и мессенджеров блокируют только около 11% от числа тех сообщений, на которые жаловались волонтеры лиги. А остальные публикации доступны для пользователей. Такая пассивность с их стороны ведет к столь широкому распространению недостоверной информации.

Мы настаиваем на том, что необходимо усилить ответственность информационных посредников, то есть соцсетей и мессенджеров, за бездействие в отношении деструктивного контента. Никто лучше сотрудников самих соцсетей не знает активность своих пользователей, что и где они размещают, у них есть техническая возможность оперативно блокировать опасный контент. Во многих европейских странах действует закон, обязывающий инфопосредников следить за своим контентом. Например, в Германии. А 13 мая этого года подобный закон принят во Франции.

Мы уже сформулировали свои законодательные предложения по усилению ответственности инфопосредников и направили их в Совет Федерации. Спикер СФ Валентина Матвиенко дала указание создать рабочую группу и проработать соответствующий законопроект.