Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Какие претензии петербуржцы высказывают своим работодателям

Из-за эпидемии COVID-19 и работы на удаленке ситуация на рынке труда в Петербурге, как и во всех других городах, сильно изменилась

«Петербургский дневник» уже рассказывал о 74-летней вахтерше Сокине Юлаевой, которую заставляли ходить на работу, несмотря на почтенный возраст и президентский указ. Общероссийский народный фронт (ОНФ) добился, чтобы ей, как и прочим работникам ее возраста, оформили больничный до истечения карантинного срока.

«Сейчас дело на контроле у одного из проректоров, и я уверен, что непосредственный начальник Юлаевой, который угрожал ей увольнением, получил хотя бы вербальные замечания», – заявил юрист Андрей Дунаев.

По его словам, больше подобных жалоб в ОНФ не поступало.

«Не за что зацепиться»

Основная задача по наведению порядка среди работодателей возложена на Государственную инспекцию труда. Всего за полтора месяца сюда поступило 1535 обращений.

Правда, реальные проверки начались только в 187 случаях. 333 работодателя получили предостережения. Остальные послания были анонимными или касались того предприятия, на котором трудился не сам жалобщик, а его родственник.

«При отсутствии нотариальной доверенности от родственника на ведение дел мы не можем заниматься защитой его прав, – пояснили юристы Рострудинспекции. – То же самое касается анонимных жалоб или посланий, в которых не указано точное название предприятия. Нам просто не за что зацепиться».

Из 187 жалоб 104 напрямую касались несоблюдения указов президента, остальные были связаны с ним косвенно. 18 сигналов поступили от граждан старше 65 лет, которых выгоняли на работу. И всего 11 были связаны с тем, что сотрудников отправляли работать на удаленку, но не предоставляли технику и не хотели платить за домашний Интернет. С такими жалобами разобраться легко. Гораздо сложнее вывести на чистую воду работодателя, у которого сотрудники якобы добровольно подписывают заявления на отпуск. В этих случаях Рострудинспекция зовет на помощь Генпрокуратуру.

По неофициальным данным, самыми недисциплинированными работодателями оказались стоматологические клиники. Это они вынуждают работников уходить в неоплачиваемые отпуска. Пример с них берут некоторые детские сады.

Как подать жалобу

Для подачи жалоб на недобросовестного работодателя существует портал онлайнинспекция.рф – правда, чтобы им пользоваться, нужно иметь аккаунт на портале Госуслуг. Есть также горячая телефонная линия у петербургского отделения Рострудинспекции. На нее поступило более 900 звонков.

Иногда жалобы отсылаются на странички Рострудинспекции в соцсети. На них тоже отвечают. Без казусов не обходится. К примеру, девушке, пожаловавшейся на невыплаты зарплаты в дизайнерской студии на Магнитогорской улице (Красногвардейский район Петербурга) дали телефон инспекции Роструда по... Челябинской области, где находится Магнитогорск. И предложили писать туда.

Довольно сложно бывает разобраться с зарплатами, если они начисляются по гибким схемам.

«Наша зарплата состоит наполовину из оклада, наполовину из стимулирующих выплат, – сообщают горожане. – После перевода на удаленку руководство сочло, что дома все мало работают и в стимуляции и интенсивности не нуждаются. Вроде и закон не нарушен, но и зарплата уменьшилась вдвое, хотя объем работ остался тем же. Компенсация расходов за Интернет и электричество не предусмотрена».

Таких жалоб порядка 20%. 10% касаются незаконных увольнений.

Большинство же интернет-посланий связано с тем, что граждане, не имеющие аккаунта на Госуслугах, не могут дозвониться в трудовую инспекцию.

С точки зрения начальства

Работодатели, помимо очевидных финансовых проблем, весь месяц пребывали в напряжении: не объявят ли в Петербурге, по примеру столицы, режим электронных пропусков? Напомним, что при таком режиме выйти на работу можно лишь при наличии специального QR-кода, получить который могут только те предприятия, которые докажут свою социальную значимость. Это, в частности, магазины, торгующие едой и дезинфицирующими средствами, а также те, кто поставляет им продукцию.

Однако большинство работодателей – 59% – все-таки сумели обеспечить сотрудников работой в удаленных условиях. Еще 10% сами предпочли трудиться в офисах, а 31% должны были обязательно находиться на рабочем месте. Об этом рассказала руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.

«Конечно же, многие сотрудники, опасаясь потерять рабочие места, пошли навстречу работодателям, потому что ситуация на рынке труда сложная», – отметила она.

В свою очередь, рекрутинговая компания Superjob оценила новое сословие трудящихся – надомников – как важное социальное явление, для регулирования которого понадобится внести поправки в Трудовой кодекс. Поправки должны конкретизировать рабочие режимы, регламентировать методы контроля и определить механизм: как переходить на удаленку, если это нужно делать внезапно, в считанные часы.

Платя сотрудникам зарплату, по сути, за сидение дома, а государству – налоги с отсутствующей прибыли, неработающее предприятие несет убытки. Некоторые руководители, опрошенные Superjob, предлагают переложить бремя уплаты налогов с заработной платы с компании на сотрудников, как это принято, например, в США. Для работника в этом случае налог возрастет с 13 до 30% или даже больше, но позволит компании остаться на плаву. Еще наниматели требуют разъяснить в кодексе формулировки «оплачиваемые нерабочие дни». И наконец – в условиях карантина, по их мнению, необходимо упростить порядок отстранения от работы сотрудников, подозреваемых в инфекционном контакте.

Закрыть