Яндекс.Метрика
  • Алексей Андрианов

Константин Коноплев: «Хорошо, что Аршавин работает в детском футболе»

Серебряный призер чемпионата России 2003 года, а ныне тренер Академии «Зенита» рассказал о зенитовской команде U-15 и вспомнил самые яркие этапы своей игровой карьеры

Серебряный призер чемпионата России 2003 года, а ныне тренер Академии «Зенита» Константин Коноплев в интервью «Петербургскому дневнику» рассказывает о зенитовской команде U-15 и вспоминает самые яркие этапы своей игровой карьеры.

- Вы тренер Академии «Зенита», причем тренер успешный. Можно ли утверждать, что вы нашли дело своей жизни?

- Я получаю огромное удовольствие от общения с детьми, хотя, признаюсь, мне сложно назвать это работой. Огромное количество положительных эмоций, отдача, радость от роста и успехов мальчишек – все это создает особую атмосферу, я бы сказал, формирует образ жизни. Как бы мы ни говорили, что победы в детском спорте вторичны, но именно они дают детям, тренерам и Академии уверенность в том, что мы правильно тренируем, грамотно расставляем акценты и хорошо играем.

- Вашу команду многие считают сильнейшей в городе и в стране. Не случится ли у мальчишек звездной болезни?

- Безусловно, тревога у тренеров по этому поводу есть. Не стоит забывать, что большинство из нашей команды привлекаются в сборную России, что добавляет нам головной боли. Мы с Евгением Зезиным, отличным в прошлом профессиональным футболистом, прекрасно осознаем, что добились лишь промежуточных результатов, всегда подчеркиваем, что у ребят должны быть перспективные цели, делаем все, чтобы у мальчишек не закружилась голова от успехов. В свое время это случилось со мной, так что личный опыт, пусть и печальный, у меня есть. Я знаю, как объяснить ребятам, что нельзя плыть по течению, как важно много работать и каждый день двигаться вперед.

- Не называя имен, есть ли в вашей команде футболисты, способные через несколько лет постучаться в двери основного состава?

- Прекрасно понимаю болельщиков, ратующих за появление в «Зените» собственных воспитанников, поверьте, мы делаем все от себя зависящее, чтобы это произошло как можно скорее, однако, поверьте, есть масса объективных и субъективных факторов, сказывающихся на долгом пути к основному составу. В Академии обозначается эта проблема, все мы знаем запросы болельщиков на представителей петербургского футбола. Мы знакомимся с опытом иностранных школ, применяем самые современные методики – одним словом, делаем все возможное, чтобы воспитанники Академии пробились в основу «Зенита» за счет своих сильных сторон и были конкурентоспособными в Европе и в мире.

- Оглянемся назад. В какой момент вы поняли, что пришло время заканчивать карьеру и по-другому выстраивать жизнь?

- У всех карьера складывается по-разному: у одних идет снизу вверх, в моем же случае все получилось наоборот, сверху вниз. Когда я увидел, что творится в низших лигах российского футбола и понял, что моего запала вернуться наверх не осталось, тогда со спокойной душой и закончил играть. Какое-то время продолжал искать себя: играл на первенство Петербурга, пытал счастье в других, не связанных с футболом сферах жизни. Однажды пришло предложение от филиала Академии «Московский» попробовать себя в роли детского тренера. Мне понравилось, а через год, когда Саша Горшков уехал в «Балтику», меня пригласили в саму Академию. И вот уже на протяжении девяти лет я работаю здесь, на улице Верности.

- Убежден, вы много раз пытались ответить на вопрос, в какой момент в вашей карьере что-то пошло не так. К какому выводу вы пришли?

- Да, вы правы – я иногда задумывался над этим. Отвечу так: я всегда любил футбол и относился к нему одинаково, делал то, что в соответствии с моим пониманием нужно было делать. Лучший сезон? Конечно, 2003 год, когда в «Зените» было много местных воспитанников. Мы выиграли серебряные медали, я вызывался в сборную России – не всем профессиональным игрокам удается добиться таких результатов. Но что было, то было – надеюсь, тренерская карьера сложится удачнее.

- С кем-то из бывших партнеров поддерживаете связь?

- С Владиславом Радимовым и Константином Лобовым пересекаемся по работе, обмениваемся мнениями. Контактируем с Андреем Аршавиным. Отрадно, что футболист такого уровня заинтересован в детском футболе. Мне нравится, с каким энтузиазмом Аршавин подходит к тренировочному процессу. Развитие детского футбола вижу как раз в том, чтобы имевшие богатый игровой и жизненный опыт футболисты передавали свои знания подрастающему поколению. Надеюсь, таких людей, как Аршавин, в детском футболе будет все больше и больше.

- Чем стал для вас вызов в марте 2003 года в сборную России, которую в тот момент возглавлял Валерий Газзаев?

- По сути, тот опыт получился для меня неудачным, но и его сейчас стараюсь применять с пользой. По возможности объясняю молодым ребятам, как поступать и что делать.

- Что же тогда не получилось лично у вас?

- Мне было 23 года, в сборную приехал с огромным энтузиазмом и делал все, что умею. Проблема в том, что, как оказалось, умею я не так много. Причины? В первую очередь психология. Мне не хватало уверенности в себе, понимания, что могу успешно работать на самом высоком уровне. У меня в свое время не было профессиональной поддержки: родители меня очень любили и переживали, но глобально, со знанием футбольных нюансов, помочь не могли.

- В первом же выездном матче серебряного сезона вы забили гол в ворота чемпиона страны, московского «Локомотива». Можно ли назвать ту встречу, после которой вы и получили вызов в сборную, самым ярким в карьере?

- Наверно, да. Впрочем, тогда еще были и другие игры, которые приятно вспоминать даже спустя много лет. По внутренним ощущениям и собственному анализу есть матчи, в которых я хоть и не забивал и не отдавал результативные передачи, но чувствовал себя комфортно. Да, поединок с «Локомотивом» стал действительно знаковым, но, наверно, в первую очередь для болельщиков и вас, журналистов. У меня список немного другой.

- Называйте!

- Матчи с «Сатурном» на выезде (победа зенитовцев 3:1 - прим. «ПД»), «Спартаком» дома (2:1 — прим. «ПД»). Ощущения прямо до мурашек! Помню, на «Петровском» играл персонально против спартаковца Егора Титова, считаю, что не только справился с заданием главного тренера, но и преуспел в комбинационной атакующей игре. Вот в этих матчах получал огромное удовольствие и от своей игры, и от футбола всей команды.

- Насколько болезненным стало для вас расставание с «Зенитом»?

- Очень болезненным. В любой сфере жизни, когда становишься ненужным, начинаются серьезные внутренние терзания, падает самооценка. Понятно, ни «Зенит», ни тренеры, ни руководство не виноваты в том, что мне не удалось продолжить карьеру на высоком уровне, винить в неудачах могу только себя. Уходил тяжело, но, как видите, смог вернуться. Я здесь, в Академии, и, надеюсь, в «Зените» у меня еще все впереди!

Закрыть