Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Вирусолог Сергей Нетесов прокомментировал новые данные о природе COVID-19

Доктор биологических наук, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета, экс-руководитель «Вектора» рассказал «Петербургскому дневнику», каких угроз следует ожидать от коронавируса

– Сергей Викторович, каждый день СМИ со ссылками на более или менее авторитетные источники сообщают об очередных новых, коварных свойствах SARS-CoV-2. Сегодня, в частности, СМИ сообщили, что обнаружены новые симптомы, которые вызывает ковид: воспаление брюшины, серозный перитонит – так называемый «острый живот». Завтра наверняка появится еще что-то. Как на это реагировать, насколько это научно?

– Это же все газетные сообщения, верно? Если это сообщается со ссылкой на ФМБА, то все же, когда информагентство или газета сообщает что-то в виде полунаучной статьи, я на это уже не реагирую, потому что много таких сообщений не подтвердилось. Было очень много сильно искаженных вариантов. Я всегда жду научного подтверждения.

– Но что касается нового открытия? Насколько это серьезно?

– Желудочные симптомы при коронавирусной инфекции действительно есть. Но они появляются далеко не всегда – это во-первых. Во-вторых, там, в желудке, просто тоже есть клетки с ACE-2 рецепторами (АСЕ-2 – белок на поверхности клетки, точка входа в клетку некоторых коронавирусов в том числе. – Ред.). Эти клетки есть и в других органах, но это же все равно не главный патогенез, который есть. Здесь важно понять, что главное, а что второстепенное.

– А что тогда главное?

– Все больше терапевты во всем мире склоняются к тому, что главное поражение, которое наносит ковид, – это поражение сосудов, которого надо избежать. Именно это приводит к образованию фиброзных тканей в легких и к много чему еще. Но это тоже краткие сообщения пока, так называемые препринты. Препринты, конечно, гораздо выше по классу, чем газетные или журнальные сообщения, но они тоже требуют рецензирования. Пока этого не будет, ко всем остальным сообщениям надо относиться спокойно.

– Но после таких известий у многих начинается паника. Не знаешь, чего ждать от этого вируса. Такое впечатление, что он готов пробраться и поразить что угодно...

– У него мелких деталей может быть еще очень много, из которых надо вычленить главное: что нужно для лечения? Что нужно для того, чтобы спасти людей? Вот эта патология кишечника – это не то, что выведет к спасению. А таких мелких подобных деталей действия вируса еще много будет.

– Это один этот ковид такой коварный и многогранный?

– Почему? Не один он. Вирусы гриппа тоже вызывают гораздо больше симптомов, поражений, чем обычно думают. Есть еще вирусы парагриппа, которые тоже много чего поражают. Есть и энтеровирусы – не только риновирусы, – которые вызывают и поражения бронхов, и поражения кишечника. Многие вирусы вызывают смешанные комплексные поражения, потому что их смешение – это клеточные рецепторы, и если эти рецепторы есть не только в легких, но и в других органах, то они, конечно, будут и эти органы поражать.

И здесь важно найти такой компромисс, чтобы организм не слишком сильно давил все клетки, которые заражены вирусом, потому что он так и сам себя губит. Здесь надо найти компромисс в том, чтобы его, наш организм, поддержать, чтобы он выработал иммунитет за время инфекции. И с этим иммунитетом уже спокойно действовал дальше. Большинство-то людей ведь справляются.

– То есть надо изучать, как и почему многие люди справляются?

– Именно, на самом деле здесь важно слабосимптомных изучать как раз, потому что их организм справляется. И надо именно изучать. А сейчас ситуация такова, что в больницы закрыли вход ученым. Чтобы не смущали их своим незанятым видом.

– Если вас, ученых, пустят в больницы и начнется это изучение, готовы ли будут наши наука и медицина справиться?

– Это борьба, и борьба очень серьезная, готовиться надо изо всех сил. Я могу сказать, что, например, Российский фонд фундаментальных исследований скоро будет подводить итоги конкурса на работы по изучению SARS-CoV-2. Жалко, что медленно так идет эта работа, но идет все равно быстрее, чем обычно.

– Как дождаться этого, не бояться, не паниковать?

– Вы водите машину? Ну, представьте: водитель на дороге, у него возникает масса ситуаций. Главное, что он должен делать, – выдерживать свою колею, свою полосу движения и не дергаться по ней никуда. Или, в худшем случае, просто тормозить. Если он впадет в панику, то обязательно куда-нибудь врежется. Надо эту вещь, эту пандемию, тоже так воспринимать – как вождение автомобиля в суровых небезопасных условиях. Надо гнуть свою линию, соблюдать правила и минимизировать все возможные аварии. Исключить их полностью нельзя, но можно минимизировать.

На заметку:

Практически вся работа Сергея Нетесова связана со знаменитым «Вектором» – Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии. Там он начинал в 1977 году младшим научным сотрудником, с 1986 до 2010 года руководил лабораторией молекулярной биологии, в 1990 году стал замдиректора НПО (ГНЦ ВБ) «Вектор», а затем – директором НИИ молекулярной биологии ГНЦ ВБ «Вектор».

Он получил премию правительства РФ в области науки и техники за разработку и организацию производства новых высокоэффективных средств диагностики ВИЧ-инфекции и гепатитов А, В, С, а в 2006 году стал дважды лауреатом премии правительства за научное обоснование, разработку и внедрение системы защиты населения России от новых биологических угроз.

Закрыть