Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

ЕГЭ нуждается в дате, а дети – в переменах: как коронавирус влияет на жизнь школьников

Рособрнадзор рассматривает 19 июня как одну из возможных дат проведения ЕГЭ. Но экзамены могут провести и позже. Как пояснили в ведомстве, все зависит от эпидемиологической обстановки
Фото: «Петербургский дневник»

Эксперты рассказали «ПД», чем обернется перенос экзамена, а также возможно ли отменить общие перемены в школах, как рекомендовал Роспотребнадзор.

Долгожданный экзамен

Судьба итоговой аттестации выпускников школ по сей день остается под вопросом. ОГЭ для учеников 9-х классов Министерство просвещения все-таки решило отменить. А вот 11-классникам повезло меньше – дата и форма проведения ЕГЭ еще неизвестны. Предварительной датой называют 19 июня.

Учитель французского языка гимназии №171, Учитель года-2019 Марина Зезкова призналась, что ситуация в этом году сложилась очень непростая – педагоги, дети и родители находятся в подвешенном состоянии.

«Я все-таки согласна с позицией министерства, что ЕГЭ отменять ни в коем случае нельзя, ведь речь идет о поступлении ребят в высшие учебные заведения. А ЕГЭ в настоящий момент – наиболее оптимальный инструмент для этого. Прием в вузы по школьным оценкам, боюсь, создаст неразбериху и сложности с поступлением, – заметила педагог. – С другой стороны, остается непонятным, как все-таки проводить экзамены. Наша гимназия является пунктом проведения ЕГЭ уже много лет и сейчас мы, конечно, пересматриваем процедуру и планируем, как ее можно организовать. Например, уже понятно, что вместо традиционных 15 кабинетов для проведения экзамена их будет уже 22».

Марина Зезкова рассказала, что также школа готовится к выполнению всех рекомендаций медиков – будет проведена обработка помещений, организована проверка температуры, детей в кабинетах посадят на необходимом расстоянии друг от друга.

«Нам всем нужно набраться терпения, потому что ситуация не может разрешиться в один момент. Все внимательно следят за эпидемиологической ситуацией, но, конечно, мы не можем подвергать детей и учителей, которые проводят экзамен, неоправданным рискам, – подчеркнула Марина Зезкова. – Знаю, что дети усиленно готовятся, сейчас для этого создано много возможностей. Ведется активная работа, которая максимально приближена к обычному режиму».

Что касается отмененного в этом году ОГЭ, педагог отметила, что большую часть учебного года дети успели застать, поэтому весь материал ими освоен и то, что 9-классники остались без экзаменов, не страшно.

Директор Института неформального образования Дима Зицер обратил внимание, что детям сейчас приходится непросто.

«Мне кажется, что нужно уже принять решение. Либо назначить какой-то крайний срок, после которого ЕГЭ отменят и выставят школьные оценки, либо отменить его уже сейчас, – подчеркнул эксперт. – Мы разделили судьбу всего человечества, в этом году ситуация так сложилась. Думаю, министерство может довериться учителям и провести аттестацию по школьным оценкам. Внутренние экзамены, которые были когда-то, в данном случае вполне себе могут обеспечить честные результаты. В целом их довольно легко провести дистанционно, если серьезно за это взяться и не подозревать каждого ребенка в том, что он немедленно отовсюду спишет».

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Наталья Искра уверена: отсутствие определенности повышает чувство тревоги как у взрослых, так и у детей.

«С каждым дальнейшим переносом даты экзаменов все становится еще непонятнее, ведь вопрос касается не только сдачи ЕГЭ, но и дальнейшего поступления выпускников в вузы, – объяснила специалист. – Поскольку ни дети, ни родители не могут повлиять на ситуацию, можно посоветовать лишь продумывать все возможные варианты – что делать, если экзамен перенесут снова, что – если отменят вовсе».

Готовы ли школы к переменам

Рекомендацию Роспотребнадзора по отмене общих перемен в школах после завершения режима самоизоляции специалисты считают неоднозначной.

Марина Зезкова отметила, что как заместитель директора пока не представляет, каким образом это можно организовать.

«Дело в том, что у нас все учебные заведения разные, даже в рамках одного района. Есть те, где в каждой параллели по одному классу, а есть такие школы, как наша, где в параллели сразу четыре класса, и с первого урока в понедельник до последнего урока в пятницу абсолютно все кабинеты заняты. Поэтому здесь нужно будет исходить из того, какими условиями обладает школа, – пояснила она. – Пока я вижу вариант только в коррекции расписания – организовать его таким образом, чтобы перемены у разных классов были в разное время или проходили на разных этажах. Но разделить всех детей очень сложно».

Педагог также добавила, что все рекомендации специалистов руководство школы будет стараться соблюдать максимально внимательно.

«Все сейчас говорят, что пандемия привнесла в нашу жизнь нововведения, с которыми мы раньше не сталкивались. Наверное, можно даже сказать, что, как раньше, уже не будет. Значит, нам остается привыкать организовывать все по-новому, – подчеркнула Марина Зезкова. – Конечно, мы постараемся сделать все для безопасности детей и учителей, потому что очень хочется наконец вернуться в школу».

Как заметила Наталья Искра, отмена общих перемен в школах может в итоге привести к нежелательным последствиям.

«Такого никогда не было, и для нас все происходящее – новый опыт. Но подобное решение с переменами может вынудить детей еще больше уйти в гаджеты, к сожалению. Виртуализация общения станет еще более явной», – сообщила эксперт.

По словам педагога, детского психолога и коуча Дарьи Алпатовой, в школьной системе все нововведения приживаются дольше обычного.

«Мне кажется, что это глобальная история и она займет не один год. Реформировать какие-то устои в школьном образовании – всегда непросто. Это мы могли наблюдать по ЕГЭ, насколько тяжело эта система вставала на рельсы, – напомнила специалист. – Здесь же речь идет об общении детей, а мы все знаем, как перемены для них важны, как они ждут их, чтобы побегать, посмеяться, отдохнуть. Возможно, нужно будет организовывать кадры, которые будут заниматься детьми на переменах, проводить с ними какие-то игры и занятия».

Дима Зицер в разговоре с «ПД» признался, что пока говорить о нововведениях в грядущем учебном году рано.

«Мне кажется, что сейчас все оказались в подвешенном состоянии и все переживают его по-своему. К этим метаниям, которые мы сейчас наблюдаем, в том числе к предложению по отмене перемен и прочим идеям, нужно отнестись с пониманием. Это такой невроз. Серьезно обсуждать это, на мой взгляд, не стоит. Мы не знаем, что будет в июне, а уж что говорить про следующий учебный год», – подчеркнул он.