
Американский ученый Джеймс Уотсон: «Биология является самой волнующей областью науки»
– Если бы у вас была возможность пообщаться со всеми учеными, которые когда-либо жили на Земле, кого бы вы предпочли?
– Чарльза Дарвина, Менделя, Галилея, а еще американского генетика Келвина Бриджеса, он активно работал в 1910 годах. Он был нешаблонный, чуждый условностям человек. Если честно, среди ученых прошлого и настоящего я могу назвать всего несколько людей, с которыми мне было бы интересно поговорить.
Один мой друг говорил, что всего несколько человек в Германии понимают его мысли. Для меня таким человеком был мой коллега Фрэнсис Крик. Последние 30 лет жизни он пытался размышлять над тем, как работает мозг. Сейчас у меня только один друг – ученый Джефф Хокинс, который не получил степень доктора наук потому, что никто не хотел заниматься его темой в качестве научного руководителя. И он стал заниматься компьютерами, разбогател, а затем занялся исследованием работы мозга. Сейчас ему около 60 лет. Может быть, это самый интеллектуальный человек в мире на данный момент.
– Русские ученые есть в этом списке?
– Из русских ученых я много беседовал с Георгием Гамовым (советский и американский физик-теоретик. – Ред.). Гамов жил в Вашингтоне. Он был не только великим ученым, он писал популярные книги. Прежде всего о физике и биологии.
Кстати, впервые в России я побывал в 1961 году, там проходила встреча химиков со всего мира. Мы обсуждали ДНК на международном уровне в первый раз. После Москвы и Ленинграда мы поехали в Ташкент, в Самарканд, затем в Кабул. Было интересно побывать в столь экзотическом месте.
– Каков, по вашему мнению, вклад российских ученых в мировую науку в широком смысле слова?
– Я могу говорить только о генетике. Сейчас Россия развивает ресурсы и поддерживает ученых, которые могут конкурировать с остальным миром. Вы начали уделять внимание обучению специалистов в области биоинформатики и системной биологии. Это поможет России быть в авангарде развития биологии.
Я вообще считаю, что уже очень давно биология является самой волнующей областью науки. Ученые-биологи за все время ее развития высказали две принципиальные идеи. Одна из них принадлежит Чарльзу Дарвину об эволюции. И вторая большая идея – о ДНК. И сейчас идея о ДНК имеет все возрастающее значение в развитии медицины.
– Какие актуальные проблемы стоят перед современными учеными?
– Борьба с болезнями, а их очень много. В моем возрасте меня беспокоит проблема старения, болезнь Альцгеймера. Мне повезло, что я столько путешествую, большинство моих ровесников этого не могут, но даже во время путешествий мне нужно много сидеть. В Эрмитаже, как и многие люди моего возраста, я все время искал место, куда можно присесть, вместо того чтобы рассматривать картины. Кстати, сейчас в Петербурге растет число образованных молодых людей. Я думаю, со временем город станет местом, где можно заниматься наукой, у него блестящее будущее, как и у всей России. Только если Россия не решит потратить все свои деньги, конкурируя с Америкой. Это была бы катастрофа. Причем для Америки это тоже будет катастрофа.
– Почему?
– Мне повезло, я рос, когда Америка доминировала в мире. Сейчас, когда я приезжаю в Европу, я не вижу признаков доминирования Америки в науке. Например, большинство современных лекарств, созданных с помощью высоких технологий, разработаны в Европе и США, некоторые в Японии, совсем немного – в Китае. Глядя на эту тенденцию, я не ожидаю, что Америка в будущем сможет вернуться к лидерству в науке.
Многие европейские, китайские, японские научные центры достигают высоких научных результатов. Если вы хотите быть в авангарде науки, вам нужно постоянно путешествовать по миру. Кстати, мое следующее путешествие будет в Китай.
– Встречаясь с молодыми учеными, вы делитесь с ними, как это сейчас модно говорить, научными лайфхаками. Какие из них больше всего способствуют успеху в научной деятельности?
– Никогда не занимайтесь не важными темами. Всегда пытайтесь выбрать важное, великое занятие, боритесь за золото, а не за серебро. Когда я смотрел вперед и думал о том, что будет золотом, я понял, что это будет генетика и ДНК. Поэтому я решил, что после того как я защищу диссертацию, я займусь ДНК.
Идеи важнее, чем факты. Главное, чему я научился в университете, это думать и выводить идеи из фактов. Менделеев занимался тем же самым – из фактов собирал систему. Именно это казалось мне самым важным – посвятить свою жизнь идее.
Выбирайте себе молодого научного руководителя, потому что, скорее всего, он будет заниматься новой темой, а не чем-то уже известным. Тогда вы будете заниматься новой темой с самого начала. Лучше стоять у истоков, чем подхватывать что-то позднее.
СПРАВКА
В 2019 году Джеймс Уотсон угодил в скандальную историю, когда был лишен почетных званий в лаборатории в Колд-Спринг-Харбор, которую он ранее возглавлял, за высказывания об интеллектуальных способностях разных рас.