Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Поисковики нашли могилу капитана легендарного тральщика, сражавшегося за остров Сухо

Долгое время местоположение могилы Петра Каргина было неизвестно

Поисковики информационно-аналитического центра «Помним всех поименно» выявили могилу капитана 1-го ранга Петра Каргина, командира знаменитого тральщика ТЩ-100, сыгравшего ключевую роль в сражении за остров Сухо в Ладожском озере и защите Дороги жизни в годы Великой Отечественной войны. Долгое время местоположение могилы героя было неизвестно. Сейчас установлено, что Каргин захоронен на Киновеевском кладбище.

ПОДВИГ ТЩ-100

Корабль ТЩ-100 входил в состав 6-го дивизиона тральщиков Ладожской военной флотилии. Этот быстроходный маневренный корабль имел на вооружении два 45-миллиметровых орудия и пулеметы в качестве средств ПВО. На момент начала войны Петр Каргин был в должности командира «сотки».

Заведующий филиалом Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» Виктор Березняцкий рассказывает, что главная задача, возложенная на дивизион тральщиков, заключалась в охране водной трассы, связывающей осажденный Ленинград с Большой землей. Эти небольшие корабли крейсировали по акватории Ладожского озера днем и ночью, возвращаясь в базу только на несколько часов для пополнения горючего и припасов. Весной 1942 года противник перекинул на Ладогу финские, итальянские, немецкие катера и баржи. Среди них были тяжеловооруженные самоходно-десантные баржи конструкции Зибеля. Вооружение этих паромов состояло из трех 88-миллиметровых орудий и двух 20-миллиметровых многоствольных зенитных пулеметов. Изначально эти суда немецкое командование планировало использовать для форсирования Ламанша и штурма английских берегов. Противник готовился использовать эти тяжелые корабли для разрыва Дороги жизни.

Тем временем ТЩ-100 был направлен в один из наиболее важных участков морской трассы – узкий выход из Волховской губы в озеро южнее острова Сухо. На самом острове располагалась артиллерийская батарея из трех орудий и менее сотни бойцов. 

НЕРАВНЫЙ БОЙ

Утром 22 октября 1942 года на «сотке» услышали рокот моторов. Из темной дымки на горизонте показались силуэты неизвестных кораблей.

Как впоследствии писал сам Петр Каргин, времени не осталось – он принял решение. Открытым текстом по радио, хотя это было строго запрещено, он передал командованию сообщение о приближении противника. Одновременно «сотка» начала сближаться с врагом. 

«Противник, конечно, ожидал встречи с дозорными кораблями, но вряд ли он предполагал, что одиночный тральщик осмелится сблизиться и вступить в бой с превосходящими силами, причем с малой дистанции. Через минуту-две враг обрушил на нас огонь из многочисленных 37-миллиметровых и 88-миллиметровых пушек. Одновременно фашисты начали обстрел острова Сухо, после чего батарея острова тоже открыла ответный огонь. К этому моменту мы насчитали около 30 кораблей и судов противника», – писал командир ТЩ-100.

Каждые 5-10 минут тральщик передавал точные данные о действиях противника. 

«Действия Каргина и его своевременные и точные сообщения позволили оперативно поднять морскую авиацию и скоординировать силы Ладожской флотилии, которые нанесли противнику сокрушительное поражение», – подчеркивает Виктор Березняцкий.

«БОЛЬШАЯ СУДЬБА МАЛЕНЬКОГО КОРАБЛЯ»

Каргин писал: «К нашему кораблю устремилось звено неприятельских катеров. В тот же момент три «мессершмита» сбросили несколько небольших бомб, которые, к счастью, не попали на корабль. Мы увидели попадания своих снарядов в десантный катер. Это было в 8 часов 5 минут. Весть о первой победе молниеносно облетела все боевые посты. Снаряды противника уже рвались у борта «сотки». И как раз в этот момент к нам на помощь подоспел МО-171 («Морской охотник»)». Сто семьдесят первый прикрыл «сотку» дымами, и корабли продолжили бой вместе.

В течение боя ТЩ-100 выпустил не менее 800 снарядов. К острову подтянулись корабли Ладожской флотилии, которые набросились на врага. Десант противника на остров Сухо и морские силы противника были откинуты. В ходе боя противник потерял потопленными или сильно поврежденными 15 барж и катеров, 12 самолетов, одна баржа «Зибель» была захвачена. Противник понес серьезные потери и до конца войны был неспособен провести серьезное наступление на этом театре военных действий. 

«Ладожская военная флотилия и действия ТЩ-100 сыграли важную роль в обороне водной трассы Дороги жизни. Слава подвигу героев!» – говорит Березняцкий.

Отметим, что по стечению обстоятельств на одном из кораблей флотилии, принимавших участие в битве за остров Сухо, оказалось несколько кинооператоров «Ленфильма». Кадры реального боя, снятые ими, вошли в документальный фильм «О большой судьбе маленького корабля».

КСТАТИ

Сейчас объявлен сбор средств для установки памятника на могиле героя. Планируется, что памятник будет установлен 22 октября, именно в этот день в 1942 году Петр Каргин вступил на своем корабле в бой с 24 судами противника. 

ЦИТАТА

Протоиерей Вячеслав Харинов, участник поискового движения России с 25-летним опытом:

«Феноменом нашего времени стала народная мемориализация, вершина которой – проведение акции «Бессмертный полк». Этот феномен выражается установкой кенотафов, информационных щитов, созданием различных памятников на местах сражений и могилах павших воинов, сражавшихся за свою Родину. В частности, на острове Сухо установлены щиты, рассказывающие о битве при острове, там же установлен поклонный крест. И будет правильно, если на могиле героя появится достойный памятник».