Они сражались за Родину и на фронтах, и на спортивных аренах
О том, как в осажденном Ленинграде организовывали спортивные соревнования, «ПД» рассказал читателям в канун 75‑летия полного освобождения города от фашистской блокады. Блокадные футбольные матчи, военизированные кроссы и эстафеты поднимали боевой дух защитников Ленинграда и его жителей, доказывали стране, что город во вражеском кольце продолжает жить и сражаться. Но спортсмены встали в ряды защитников Родины еще до того, как фронт приблизился к городу на Неве.
УШЛИ ДОБРОВОЛЬЦАМИ
В первые же дни войны многие известные ленинградские спортсмены добровольцами пошли на фронт. В их числе и популярные футболисты, чьи имена были знакомы каждому болельщику. Братья Евгений и Валентин Шелагины входили в число лучших нападающих города. Евгений, выступая за ленинградский «Спартак», в чемпионате СССР 1938 года установил рекорд по числу голов в одном матче, забив пять мячей в ворота московского «Буревестника», а Валентин был лучшим бомбардиром довоенного «Зенита». Валентин Шелагин был убит в декабре 1941 года под Волховом, Евгений, ставший механиком-водителем танка, погиб в Сталинградской битве. Их старший брат Борис умер в блокадном Ленинграде в 1942 году.
В полном составе во главе с тренером Павлом Батыревым добровольно отправились защищать Родину футболисты ленинградского «Спартака». Погибли в боях на Лужском рубеже в сентябре 1941 года Семен Беспаленко, Сергей Аверин, Александр Симанович, Сергей Черных, Иван Штрапенин. Также сложили головы на фронте зенитовец Самуил Козинец и футболисты «Красной зари» Андрей Лемешев и Василий Пономарев, динамовцы Алексей Николаев и Александр Шапковский.
Почти все футболисты ленинградского «Динамо» в 1941 году или обороняли город, или служили в милиции, как Петр Сычев, который в ноябре 1941 года во время артиллерийского обстрела на Невском проспекте погиб, спасая женщину.
Один из лучших вратарей советского футбола Виктор Набутов служил на бронекатере заместителем командира, затем командовал батальоном, был дважды ранен. Уже после войны он соперничал на поле с футболистом «Зенита» Лазарем Кравецом, который на фронте был ранен, награжден орденом Славы третьей степени, а уже после войны пробился в команду мастеров. Закончив играть, Виктор Набутов стал комментатором, его сын Кирилл – популярный телеведущий. Продолжил династию и внук Виктор.
РАЗВЕДЧИК БОБРОВ
Михаил Михайлович Бобров – спортсмен, тренер, ученый, почетный гражданин Санкт-Петербурга, хорошо известен своим участием в важнейшей для обороны Ленинграда операции – маскировке куполов и шпилей, служивших для врага ориентирами при обстрелах и авианалетах. Но он и до этого успел себя проявить. Бобров, работавший после окончания школы на оптико-механическом заводе «Прогресс», 22 июня 1941 года участвовал в профсоюзном комсомольском кроссе. На финише узнал о начале войны. Хотя директор завода, выполнявшего оборонные заказы, не хотел отпускать своих рабочих, 17‑летнему Михаилу удалось уйти на фронт добровольцем, он был включен в диверсионно-разведывательную группу, пять раз бывал в тылу врага. Занятия спортом пригодились, как и школьные успехи в освоении немецкого.
Михаил Михайлович вспоминал: «И стрелял я хорошо. И по карте ориентировался – это меня альпинисты научили. Так что на мне лежали штурманские обязанности: даже когда убегаем от преследования, нужно было четко прокладывать путь по карте. Наша разведгруппа сообщала о продвижении к городу колонн с техникой и живой силой, искала лесные аэродромы, с которых немцы летали бомбить Ленинград. Мы подрывали мосты, захватывали «языков». Немцы думали, что у них в тылу работает большая группа. Потому что мы очень быстро передвигались: шум где‑то устроим – и бегом оттуда. До 50 километров в сутки проходили по лесам, по болотам. Уходили в тыл ненадолго, на 8‑10 дней».
В 1942 году Бобров, командуя горнострелковым отрядом, участвовал в битве за Кавказ. Михаил Бобров ушел из жизни в 2018 году.
НАСТАВНИК ПОБЕДИТЕЛЕЙ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВ
Мастера спорта и профессиональные тренеры в первые же дни войны становились инструкторами. Именно по инициативе спорткомитета Ленинграда зародилось подхваченное всей страной движение «спортсменов-тысячников». Так назвали специалистов физической культуры, каждый из которых брался обучить военно-прикладным упражнениям (преодоление препятствий, метание гранаты, рукопашный бой и другие) тысячу и более человек. «Тысячниками» стали известные чемпионы – лыжница Мария Минина, пловец Владимир Китаев, гимнаст Олег Бормоткин, легкоатлет Виктор Алексеев.
В 1936‑1948 годах Виктор Алексеев был одним из сильнейших метателей копья в СССР. Еще в 1936 году создал при ДСО «Зенит» детскую спортивную школу. И когда началась война, многие из алексеевцев стали защитниками Родины. Обороняя Ленинград, погиб один из первых учеников Алексеева рекордсмен СССР среди юношей Николай Агапов. 18 июня 1942 года Алексееву «за выдающуюся общественную и педагогическую деятельность в деле подготовки резервов для Красной армии и Военно-морского флота и отличные спортивные достижения» было присвоено почетное звание заслуженного мастера спорта СССР.
ДЕТИ БЛОКАДЫ ШТУРМОВАЛИ ОЛИМП
После войны Виктор Алексеев вновь набирает группу учеников. Самой знаменитой из них стала Галина Зыбина. Ее отец погиб в 1944 году под Гомелем. Во время блокады Галина работала на совхозных полях и огородах, в 1943 году ей вручили медаль «За оборону Ленинграда». В школе Алексеева сперва специализировалась на метании копья и диска и быстро переписала рекорды на себя, сперва юниорские, а затем и взрослые.
В 1950 году Зыбина приняла участие в чемпионате Европы, где заняла 3‑е место в метании копья и 4‑е в толкании ядра, а в 1951 году завоевала серебряные медали на Всемирных студенческих играх. Тогда же было принято решение сосредоточиться, помимо метания копья, на толкании ядра, а не на метании диска. На первой для спортсменов СССР Олимпиаде 1952 года в Хельсинки Галина Зыбина завоевала золотую медаль в толкании ядра с мировым рекордом (15,28 метра). Затем она выступала еще на трех Олимпийских играх, 21 год входила в сборную СССР.
На Играх в Хельсинки самым первым в истории советским чемпионом стал Юрий Тюкалов, выступавший в академической гребле. В 12 лет он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» – с первого до последнего дня блокады мальчик нес дежурства во время авианалетов, участвовал в тушении зажигательных бомб и пожаров, помогал раненым. В 1956 году в Мельбурне он вновь стал олимпийским чемпионом, также в его коллекции титулов шесть побед на чемпионатах Европы, 13 на чемпионатах СССР.
Закончив выступать, Юрий Сергеевич поработал тренером, затем полностью посвятил себя творчеству, став художником по металлу. Он гордился тем, что участвовал в создании грандиозного монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.