Яндекс.Метрика
  • Тамара Скороделова

Петербургские активисты готовят карту временных веломаршрутов на период пандемии

«ПД» узнал, кому она может быть полезна и как реализовать этот проект
Фото: «Петербургский дневник»

Быстро и безопасно

Представители Петербургского велосообщества совместно с транспортными экспертами приступили к разработке специальной карты маршрутов для удобного и безопасного передвижения жителей города в условиях пандемии.

По словам заместителя руководителя сообщества Константина Мазеина, инициатива сочетает в себе как стратегические, так и тактические решения: с одной стороны, показывает целую транспортную сеть, а с другой, отражает, как можно оперативно развернуть велоинфраструктуру на отдельных участках в нынешних обстоятельствах.

«Естественно, сделать все и сразу не получится – слишком много факторов нужно одновременно учесть. Для разработки карты специалисты используют транспортную модель Санкт-Петербурга, в которой собран огромный массив данных, учитывающий самые разные местные особенности и транспортные предпочтения горожан, – рассказал Константин Мазеин. – Наложив карту на транспортную модель, мы сможем прогнозировать потенциал у конкретных участков сети. То есть поймем, где велоинфраструктура наиболее востребована. Предполагаю, что больше всего таких участков будет в центре города, ведь там самая высокая плотность потоков перемещений».

Представитель велосообщества подчеркнул, что эта аналитическая работа очень важна, в противном случае – создание велодорожек или не будет реализовано, или они появятся там, где мало кому нужны.

Константин Мазеин также сообщил, что при разработке карты веломаршрутов во время пандемии отдельное внимание уделят медицинским работникам и волонтерам – для них будут разработаны удобные маршруты проезда к медицинским учреждениям. Кроме того, по словам активиста, карта будет востребована и полезна для курьеров служб доставки еды и продуктов, многие из которых передвигаются на велосипедах.

«Основная цель карты такая же, как и у всей нашей кампании – дать петербуржцам доступный и безопасный транспорт на время пандемии, – отметил Константин Мазеин. – Помимо этого, наша инициатива позволит сэкономить время и поможет Комитету по развитию транспортной инфраструктуры с развертыванием велосипедной сети, так как часть необходимой для этого подготовительной работы уже будет выполнена. И, конечно, карта покажет самые удобные веломаршруты до медицинских учреждений, что сейчас очень актуально».

Точный срок готовности карты пока не известен, но закончить работу над этим проектом активисты планируют в ближайшие пару недель.

Взвешенный подход

Ведущий транспортный инженер компании OTS Lab Дмитрий Баранов, который занимается разработкой карты, в разговоре с корреспондентом «ПД» подчеркнул, что сейчас главная задача – определить, где можно быстро организовать велосипедную инфраструктуру с минимальными затратами: без капитальных строительных работ, а только путем установки знаков, указателей, нанесения разметки, устранения локальных препятствий.

Специалист рассказал, что при создании карты учитывается несколько факторов: «Во-первых, маршруты проходят так, чтобы минимизировать опасность для велосипедистов со стороны автотранспорта, а также избежать интенсивного движения велосипедистов по пешеходным путям. Во-вторых, мы не предполагаем строительства велодорожек – используются существующие покрытия проезжих частей и тротуаров. Проезжая часть используется там, где есть резервы, где можно сузить слишком широкие полосы движения, либо уменьшить количество полос, если они не загружены. По тротуарам маршруты проходят там, где они достаточно широкие, чтобы не мешать пешеходам, либо там, где интенсивность движения пешеходов очень низкая».

Третьим фактором, на который обращают внимание разработчики, Дмитрий Баранов назвал связность. По его мнению, существующая велоинфраструктура очень фрагментирована и не подходит для длительного движения, поскольку разрывается в наиболее сложных и опасных местах. Авторы карты планируют исправить этот недостаток.

Реализовать не так просто

Специалист по транспортному развитию территорий Института территориального планирования «Урбаника» Илья Резников признался, что считает идею активистов спорной.

«Схему, которую они предлагают, я видел. Но я не думаю, что этот проект удастся быстро реализовать, даже если захочется, – отметил эксперт. – Чтобы разместить временные знаки, все равно необходимо получить согласование. Кроме того, если делать велодорожки, придется наступать на интересы автомобилистов. Особенно это касается центральных районов города. На многих узких дорогах можно сделать велодорожку, только убрав парковку. Но далеко не все местные жители будут этому рады. Поэтому подобные решения нужно согласовывать».

Илья Резников также добавил, что пока оценить, востребован ли сейчас велосипедный транспорт, сложно, так как нет никакой статистики.

«Понятно, чем велосипед лучше общественного транспорта, но автомобиль тоже обеспечивает условия самоизоляции водителя – это такая металлическая коробочка, в которой ты защищен, – объяснил эксперт. – Тот проект, который предлагают активисты, требует много времени. Даже, если это будет сделано, то на какой срок? У меня складывается впечатление, что велосообщество хочет, чтобы это сейчас осуществили, и потом, уже после пандемии, все эти дорожки остались».