Яндекс.Метрика
  • Тамара Ларина

Тамара Ларина: не бойтесь своих воспоминаний

Обозреватель «ПД» - о фильме «Прекрасная эпоха»
Фото: «Петербургский дневник»

Хотели бы вы сейчас отправиться в путешествие? Или на стадион на футбольное дерби? Или же попросту в любимый ресторанчик с друзьями? Даже глупо спрашивать. Сегодня, когда пандемия поместила всех в домашний вакуум, подобные воспоминания из, казалось бы, еще недавней жизни вызывают нешуточную ностальгию. Уплывающая из-под ног довирусная эпоха обретает с каждым днем все большую ценность. Впрочем, не так ли бывает всегда?

Герой «Прекрасной эпохи» Виктор (Даниэль Отёй), находясь на пике персонального кризиса, решается нырнуть в свое светлое вчера — на 40 лет назад, в день знакомства с Марианной (Фанни Ардан), своей будущей женой. Теперь-то она потеряла к нему интерес и изменяет с лучшим другом. Виктор лишился работы, его бесят все эти новые гаджеты и непонятные словечки. Он скучает по аналоговым временам, по Франции, где было все намного проще: «богатые-бедные, левые-правые, религиозные не трогали нас своими религиями, люди разговаривали друг с другом, не пялясь в телефоны». После очередной ссоры вконец взбесившаяся Марианна выгоняет Виктора из дома прямо в пижаме. В растерянности герой и отправляется в далекие 70-е.

Нет-нет, никакой мистики. Машиной времени выступает креативная компания, предоставляющая своим клиентам дорогостоящую услугу: реконструирует любую эпоху, где можно стать кем захочешь. Отчасти это напоминает психологическую практику расстановок: пациента помещают в ситуацию или воспоминания, где он может закрыть гештальт, например, с умершими родственниками, или же почувствовать драйв былой молодости, дабы обрести уверенность. Но то в воображении, а здесь вполне себе вещественно: актеры, декорации, старые автомобили, атмосфера и даже запахи заказанного времени… «Кем вы хотите быть в 1974 году?» — спрашивает менеджер компании при оформлении. В ответ Виктор пожимает плечами: «Собой. Не то чтобы мне это нравится, но в то время быть мной было неплохо».

Режиссер фильма ловко связывает в один клубок настоящее и прошлое, реальное и постановочное и не изменяет родовой «французскости» — легкой игривой иронии. А получившая за роль Марианны премию «Сезар» восхитительная Фанни Ардан — само олицетворение такой далекой, но прекрасной эпохи.