Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Как работает в условиях пандемии Петербургский онкоцентр

Директор Петербургского онкоцентра Владимир Моисеенко рассказал, как удалось перестроить работу, чтобы продолжить принимать и лечить пациентов
Как работает в условиях пандемии Петербургский онкоцентр Фото: «Петербургский дневник»

Пандемия коронавирусной инфекции не только в значительной степени изменила работу учреждения, но и привела к частичной вынужденной отсрочке ряда медицинских вмешательств, признает профессор Владимир Моисеенко, директор Санкт-Петербургского клинического научно-практического онкологического центра. При этом подчеркивает: меры, которые ввел онкоцентр, оказались уникальными, так как мирового опыта работы медучреждений такого уровня в условиях массовой инфекционной угрозы не было.

КТ на входе и диагностика на COVID-19

«К счастью, меры, предпринятые на уровне руководства страны, дали нам время подготовиться. В течение последних полутора месяцев персонал онкоцентра постоянно отрабатывает различные сценарии. Также мы предпринимаем ряд мер, которые позволяют нам продолжать основную деятельность, несмотря на стремительно распространяющуюся инфекцию, – говорит директор онкоцентра.

Так, все посетители учреждения с конца марта проходят экспресс-тестирование на входе: термометрию, оксиметрию и сбор эпиданамнеза в виде анкеты, которая также является юридическим документом. Это может понадобиться, если пациент по какой-то причине скроет факт контакта с заболевшим. Такие прецеденты уже были, из-за чего несколько отделений онкоцентра пришлось временно закрыть. После этого была разработана собственная система взаимозаменяемости отделений.

На базе мини-госпиталя, который до недавнего времени оказывал услуги на хозрасчетной основе, создали резервное отделение, а весь медицинский персонал перевели на вахтовый метод работы. Если одно из отделений закрывается на карантин вместе с пациентами и персоналом, его начинает дублировать резервное, куда выходит вторая половина специалистов отделения. Таким образом, онкоцентр не останавливал поток плановых пациентов, который составляет около 60 человек ежедневно.

Кроме того, пациенты, поступающие на плановое лечение, проходят экспресс-скрининг: забор анализов на COVID-19. В кратчайшие сроки прямо в учреждении была развернута собственная лаборатория.

«Понимая, что тестовые системы, которыми мы располагаем, не идеальны, мы дополнительно проводим компьютерную томографию плановым пациентам, чтобы выявить симптомы, которые характерны именно для этой инфекции. Это позволяет выявлять в том числе пневмонии на фоне отрицательных тестов на COVID. На всех входах в центр ведется монтаж системы тепловизионного комлекса для термометрии, закупленного на средства меценатов. Каждые 2 часа проводится полная дезинфекция помещений. Предпринятые меры позволяют практически каждый день выявлять по три-четыре человека из 60 поступающих в онкоцентр на госпитализацию, которые негативны по ПЦР-анализу, чье течение болезни протекает бессимптомно», – рассказывает Владимир Моисеенко.

Фото: «Петербургский дневник»

COVID или рак – что страшнее?

По словам онколога, вероятность заболеть COVID у онкобольных гораздо выше, чем у здорового человека. Например, 20 процентов погибших от коронавируса итальянцев имели онкологическое заболевание как основное. По данным китайских ученых, вероятность умереть от COVID у онкологических больных в 5 раз выше. При этом зачастую коронавирус становится опаснее, чем основное онкозаболевание.

Как подчеркнул Владимир Моисеенко, сегодня в стационарных условиях лечение проходят более 400 человек. Общее количество операций не изменилось, но подход к ним пришлось поменять. Например, длительная искусственная вентиляция легких во время операции чревата серьезными осложнениями для онкологических пациентов. Поэтому в настоящее время врачи откладывают операции по удалению доброкачественных новообразований. Такая практика существует сейчас во всем мире. Также откладываются на 1-2 месяца манипуляции по предопухолевым состояниям в тех ситуациях, когда риска для жизни нет.

Ежедневно порядка 600-700 пациентов проходят обследование и получают консультации в амбулаторно-консультативном отделении (АКО) Петербургского онкоцентра. Чтобы не создавать очереди на вход в центр, была полностью пересмотрена система выдачи номерков. Время приема специалистов АКО увеличено на 3 часа. Порядка 200 пациентов ежедневно приезжают в дневной стационар на химиотерапевтическое и радиологическое лечение.

Защитить сотрудников

Не менее важная задача сейчас – сохранение работоспособности медицинского персонала. Ежедневно в центре работают около 600 человек (это примерно половина от общей численности).

«Опыт наших европейских коллег показывает, что 30% персонала больны, 30% на карантине. Остается 30%, которые оказывают помощь. Поэтому мы изо всех сил сейчас стараемся обеспечить весь персонал центра средствами индивидуальной защиты – респираторами, очками и защитными экранами. Еженедельно мы тестируем весь персонал центра на наличие коронавирусной инфекции. Сейчас можно сделать вывод, что предпринимаемые меры дают положительный результат – на карантине находятся три сотрудника из почти полутора тысяч. На фоне повсеместно закрывающихся на карантин учреждений здравоохранения Петербургский онкоцентр продолжает работать в штатном режиме», – отмечают врачи.

Кроме того, в ближайшее время запускаются телемедицинские услуги. На днях заработает «Личный кабинет пациента» на сайте онкоцентра, где будут не только доступны результаты обследований и заключения по предыдущим консультациям, но и отражены телемедицинские услуги. Оперативно была выстроена служба психологической поддержки пациентов и их семей. В настоящее время завершаются переговоры с «Яндекс.Такси» об организации трансфера пациентов дневного стационара, чтобы также минимизировать их социальные контакты.