Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Добро пожаловать в мир Греты Тунберг: социологи оценили уровень счастья россиян

Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные уровня счастья россиян. Более 80% опрошенных считают себя счастливыми людьми, несмотря на пандемию коронавируса

Прыгающий показатель 

По данным ВЦИОМ, рейтинг счастья россиян составляет сейчас 81%. Среди причин, которые делают людей счастливыми, опрошенные назвали семью, детей. Каждый четвертый счастлив, потому что чувствует себя хорошо, а здоровье близких не вызывает у него беспокойств.

Социолог Татьяна Протасенко полагает, что счастье – очень личная категория, которая мало зависит от конкретных обстоятельств. По словам специалиста, люди не любят признаваться в том, что несчастливы.

«Это долговременная оценка. Когда человека спрашивают, счастлив он или нет, человек «переворачивает» свою жизнь, подводит какие-то итоги. В итоге получается довольно высокая цифра, при этом люди не любят признаваться в том, что они несчастны. Я никогда не пользуюсь этим показателем, поскольку он не отражает точную жизненную ситуацию», – отмечает Татьяна Протасенко.

Какие ценности делают россиян счастливыми? «Как правило, счастье связано с чем-то личным. С важнейшими ценностями – семьей и здоровьем. А все политические проблемы находятся на заднем плане», – говорит специалист.

По словам Протасенко, в обществе нарастает напряжение из-за коронавируса, людям все сложнее находиться в самоизоляции.

«Я могу сказать, что, по некоторым данным, людей это начинает раздражать. Когда человек сидит в режиме самоизоляции, исчезает смысл жизни. Ты не понимаешь, зачем живешь», – полагает Протасенко.

По словам Татьяны Протасенко, счастье – это уже не социологическая, а психологическая категория. Для измерения общественных настроений социологи используют индекс удовлетворённости жизнью.

«Например, счастливые люди могут быть не удовлетворены жизнью и наоборот. Точно так же мы замеряем политическую составляющую – уровень доверия власти.

Очень часто происходит такой тезис – человек может быть не удовлетворён властью, но он все-таки за нее проголосует. Поэтому, чтобы понять адекватную ситуацию в обществе, нужны несколько показателей. А замер счастья – любопытная, симпатичная штучка, но не более того», – полагает Протасенко. 

Счастье было раньше

Профессор Финансового университета при правительстве РФ, социальный антрополог, доктор философских наук Сергей Гавров полагает, что счастье современного человека все-таки связано с общественной ситуацией. Например, вчера уровень вирусной истерии в стране достиг около 65 баллов из 100. На фоне коронавируса, по словам ученого, людям тяжело сохранить оптимистическое мировосприятие.

«Если эти результаты получены в марте, до карантина, вполне может быть. Сейчас я сомневаюсь в них. В то же время в мире есть некая тенденция – страны, в которых люди зарабатывают не так много, и страны, не построившие общество потребления – Индия, страны Африки, Латинской Америки – по индексу счастья часто опережают Европу и США. Общество потребления – изобретение сравнительно молодое, появившееся после Второй мировой войны. В таких странах люди живут сезонными ритмами: зима – лето, дождливый или сухой сезон. Чувствуют природу, живут в единении с ней, как жили многие десятки, тысячи лет назад поколения их предков. У них совершенно другие критерии оценки счастья. Им не нужен высокотехнологичный дом или машина, а то, что им надо, они получают в традиционном отношении к жизни. На солнышко смотрят и улыбаются», – отмечает эксперт.

По словам социолога, массовое ощущение счастья россияне испытали в годы перестройки. «Общество почувствовало, что от него что-то зависит, получив определённый драйв. После 90-х, объективно сложных экономически, уровень счастья повысился в первое десятилетие нового века. Бурный восстановительный рост, посткризисный рост», – отмечает антрополог.

В современной России говорить о тотальном счастье, по словам Сергея Гаврова, очень большое преувеличение. Он добавляет, что россияне не склонны давать резкие оценки происходящему. «Счастлив-то счастлив, но человек, скорее, скажет: «Все хорошо, нормально дела идут». Если это подогнать под правильно подобранный социологический опрос, мы можем получить скорее позитивный ответ. На самом деле все может быть совсем не так».

Как отмечает доктор философских наук, прогноз юной экоактивистки Греты Тунберг постепенно сбывается:

«Это мир Греты Тунберг, мир, в котором люди минимально перемещаются, нефть стоит очень дешево, потому что не нужна в таких больших объёмах».

Закрыть