Тренер вратарей СКА Рашит Давыдов: «Шестеркин – первый русский вратарь, приехавший, полностью готовым к НХЛ»
– Как вы относитесь к досрочному завершению сезона в КХЛ в разгар плей-офф? Стоит ли, на ваш взгляд, доиграть сезон, когда ситуация в стране улучшится?
– Думаю, что все команды, прошедшие первый раунд плей-офф, надеялись на продолжение розыгрыша Кубка Гагарина. Но в сложившейся ситуации было своевременно принято решение о приостановке соревнований. Мне, как и всем в СКА, очень жаль, что все так сложилось в этом году. Но думаю, что и в других клубах все разочарованы. Жизнь преподнесла всем другие испытания.
– Как у вас сложились отношения с Алексеем Кудашовым, который дебютировал у руля СКА в этом сезоне? В чем особенности этого специалиста?
– С Кудашовым мы пересекались еще в ХК МВД и далее в «чемпионском» московском «Динамо», где он был капитаном. Его роль в успехе ХК МВД и в двух подряд Кубках Гагарина для «Динамо» была более чем велика. Алексей, по сути, был играющим тренером тогда. И поэтому, когда по окончании олимпийского сезона формировался новый тренерский штаб СКА, приглашение Кудашова сыграло для меня ключевую роль, чтобы продолжить свою работу в клубе. Мне стало интересно участвовать в процессе создания новой команды.
– Как вы вообще расцениваете нынешний сезон для СКА? В начале ноября даже шла речь об отставке главного тренера, а вторую половину команда провела практически без сбоев.
– Прошедший сезон был для нашего клуба очень непростым. Потеря в межсезонье ряда ключевых игроков не могла не сказаться на команде. Особенно, это коснулось вратарской линии. Отъезд Игоря Шестеркина в НХЛ ожидался, но тем не менее процесс восстановления вратарского баланса в команде оказался непростым.
– В начале чемпионата первым номером был воспитанник петербургского хоккея Алексей Мельничук.
– Алексей провел три хороших сезона в «СКА-Неве». Из-за травмы Хелльберга (в середине августа) СКА начал сезон с парой молодых вратарей Кочетков-Мельничук, которая не имела опыта выступлений в КХЛ. Каждый из них до этого сыграл всего по одному матчу в КХЛ. И, кстати, ребята не подкачали. Петру достался старт чемпионата, а Алексей подхватил эстафету и уже не уступал место в воротах, показывая очень зрелую и надежную игру. Лишь травма перед финским этапом Евротура остановила его.
– У Мельничука есть предложения из НХЛ. Как вы считаете, сможет ли он там закрепиться, как это удалось Шестеркину?
– Для дальнейшего развития молодому вратарю сейчас очень важно получить больше игрового времени. Насколько мне известно, СКА предложил Алексею остаться в клубе. Теперь решение за ним. Если Алексей примет решение уехать за океан, то ему однозначно придется пробиваться в НХЛ через игру в фарм-клубе. А дальнейшее развитие событий зависит от целого ряда факторов: насколько быстро и качественно он сможет адаптироваться в новых условиях, потребность команды НХЛ в молодом вратаре и т. д. Это будет серьезным испытанием для Мельничука и огромным опытом. В любом случае мне будет интересно наблюдать за дальнейшим развитием армейского воспитанника.
– Приобретение Александра Самонова у «Витязя» стало одним из ключевых событий сезона. Насколько уверенная игра Александра, который еще недавно выступал в ВХЛ, стала для вас неожиданностью?
– В конце октября после травмы в строй вернулся Хелльберг. Ему было непросто набирать форму по ходу чемпионата, но он шаг за шагом, от игры к игре, набирал обороты. После новогодних праздников Магнус набрал свое оптимальное состояние. К началу плей-офф состояние шведа не вызывало сомнений. Но уже осенью на рубеже возвращения в строй шведа и длинной серии игр Мельничука в команде появился Самонов.
– Ему, наверное, понадобилось время на адаптацию в новой команде.
– Да, и мы это понимали. В целом рабочий процесс с Александром по ходу сезона прошел на хорошем, качественном уровне. Саша несколько раз выходил на свой пик. Но мне всегда виделось, что это еще не предел для него и этот вратарь может играть еще более агрессивно. На мой взгляд, Самонов (как и Хелльберг) был достаточно хорошо готов к матчам Кубка Гагарина. И очень жаль, что плей-офф был остановлен из-за пандемии.
– У российской сборной сезон тоже оказался незавершенным. Кто из вратарей сборной больше всего впечатлил на этапах Евротура нынешнего сезона? Нет ли опасения, что у сборной могут возникнуть проблемы после того, как Илья Сорокин уедет в «Айлендерс»?
– На протяжении последних сезонов тандем Сорокин-Шестеркин спокойно закрывал в сборной матчи всех этапов Евротуров. Мы периодически вызывали в национальную сборную новых голкиперов для участия в тренировочном процессе и играх. На самом деле, это достаточно большое количество вратарей КХЛ (более 20 вратарей), которые сначала прошли ступеньку олимпийской сборной. Но когда стало ясно, что Шестеркин и Сорокин, один за другим, уедут за океан, то нам придется более активно наигрывать других кандидатов.
– Это непростой процесс?
– Конечно. Одно дело стабильно и успешно играть у себя в клубе и совсем другое – на международном уровне. Из года в год мы убеждаемся в том, что Евротуры проходят на других скоростях и на более высоком качественном уровне. Независимо от результата, игры на этих турнирах – это огромный опыт для наших вратарей. До Олимпиады в Китае осталось не так уж много времени, и поэтому, думаю, в предстоящем сезоне нам надо определиться со списком вратарей, которые будут акцентированно готовиться к этому важному турниру.
– В этом сезоне настоящий фурор произвел в НХЛ Шестеркин, с которым вы работали много лет в СКА. Ожидали, что его адаптация в «Рейнджерс» пройдет так быстро?
– Почти год назад многие журналисты и специалисты спрашивали меня о готовности Шестеркина к НХЛ. О том, что ему надо будет поменять для успешной игры в Северной Америке. Я всем давал осторожную оценку, так как понимал всю сложность адаптации к маленьким каткам. Ведь он не успел поиграть на новой питерский площадке канадского размера. Одновременно я говорил, что ему не надо ничего менять, а просто надо перенести все то, что он умеет делать, в новые условия. А качество технической оснащенности позволит Игорю более-менее без проблем адаптироваться к быстрому и агрессивному хоккею.
– Выходит, уровень готовности Шестеркина к североамериканскому хоккею, с самого начала, был на очень приличном уровне?
– Да, и ему об этом, еще на предсезонных матчах, сказал тренер вратарей «Рейнджерс» Бенуа Аллер: «Ты готов здесь играть, тебя не надо ничему переучивать. Просто, играй!» И уже после дебюта Игоря в НХЛ и ряда сыгранных им встреч специалисты в Северной Америке стали отмечать, что Шестеркин – первый русский вратарь, приехавший полностью готовым к НХЛ. Такие оценки дорогого стоят. И жаль, что сезон за океаном был остановлен по известным всем причинам. И мы так и не узнали, смог бы Игорь втащить «рейнджеров» в плей-офф.