Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Время молодых: «Нацбест» и «Большая книга» объявили премиальные списки

«Петербургский дневник» узнал, какие новые книги могут заинтересовать читателей

Литературная премия «Национальный бестселлер» («Нацбест») объявила в конце прошлой недели список финалистов. В нем 6 книг: «Не кормите и не трогайте пеликанов» Андрея Аствацатурова, «Земля» Михаила Елизарова, «Уран» Ольги Погодиной-Кузьминой, «Сияние «жеможаха» Софии Синицкой, «Пес» Кирилла Рябова и «Непостоянные величины» Булата Ханова.

БАРОМЕТР ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ

Ответственный секретарь оргкомитета премии Вадим Левенталь рассказал, что финал состоится осенью. Однако пока из-за ситуации с коронавирусом точной даты нет.

«Пусть сначала все хоть немного поуляжется», – пояснил он.

По словам Левенталя, шорт-лист «Нацбеста», как всегда, работает чутким барометром настроений в обществе или, по меньшей мере, в читающем сообществе.

«Настроения эти ни радужными, ни полными надежд сегодня никак не назовешь», – считает он.

Левенталь добавил, что очевидных фаворитов в гонке этого года было два — это романы «Земля» Михаила Елизарова и «Уран» Ольги Погодиной-Кузьминой. Он также отметил еще трех авторов, которые еще недавно считались дебютантами.

«Мрачный иронический нуар Кирилла Рябова и тоскливые школьные будни Булата Ханова вполне вписываются в наш «готишшный» шорт-лист. Разве что разудалая советская история в жанре постправды от Софии Синицкой как будто бы выбивается из общей атмосферы, и то, если приглядеться», – рассказал он.

Сам Кирилл Рябов в разговоре с «ПД» заметил, что его номинировали на «Нацбест» трижды.

«До этого в 2014 и в 2016 годах. Когда попал в шорт-лист в этом году, был удивлен, но очень рад», – поделился он.

Филолог и писатель Андрей Аствацатуров поделился с «ПД», что доволен результатом.

«Когда писал этот роман, очень старался. Другие мои книги были более дерзкие, смелые, но в меньшей степени проработанные. Тут я ставил перед собой много разных задач. Это важный для меня текст», – признался автор.

В ЛИТЕРАТУРУ ПРИХОДИТ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ

А на этой неделе длинный список опубликовала национальная литературная премия «Большая книга». Оглашение проходило онлайн. Отметим, что в нем оказались практические все авторы из короткого списка «Нацбеста», кроме Булата Ханова.

Генеральный директор премии «Большая книга» Георгий Урушадзе в разговоре с «ПД» отметил, что все длинные списки премии одинаковые: ежегодно представляют всё лучшее, что появилось в современной отечественной литературе. С другой стороны, каждый год уникален.

«В этом году мы видим в списке Тимура Кибирова, Захара Прилепина, Ксению Букшу, Илью Бояшова, Дину Рубину, Шамиля Идиатуллина, Андрея Аствацатурова, Кирилла Кобрина, Алексея Макушинского, Вадима Месяца, Андрея Геласимова и многих других. Почти не найдём в этом списке классиков, зато обнаружится много новых имён: в литературу на самом деле приходит молодое поколение», – сказал он.

Урушадзе добавил, что в длинном списке объяснимо преобладают романы, но есть и документальная проза, и сборники рассказов, и книга интервью и даже представитель неизвестного многим жанра автофикшн.

В начале июня совет экспертов «Большой книги» объявит список финалистов. Там будет не больше пятнадцати имён.

ПРЕМИЯ ПОМОЖЕТ КНИГАМ НАЙТИ ЧИТАТЕЛЯ

Писатель Шамиль Идиатуллин рассказал о том, что после того, как попал в длинный список премии, почувствовал желание дописать очередной роман и выдохнуть, а заодно проверить, правда  ли, что самоизоляция – это сплошные возможности самообучения, сериалы и книжки.

«Пока что-то не заметил. Радость, конечно, тоже чувствую, и огромную. Во-первых, приятно, что квалифицированные читатели (эксперты «БК») так высоко оценили. Во-вторых, для писателя главное – умные квалифицированные читатели. А для умного квалифицированного читателя очень важны подсказки, позволяющие увидеть не замеченные до сих пор достойные книги. И списки уважаемых премий, в первую очередь, конечно, «Большой книги» – одна из наиболее заметных и толковых подсказок. Если «Бывшую Ленина» прочитает хотя бы один человек, до вчерашнего дня не собиравшийся этого делать, я в выигрыше», – сказал он.

Литературный критик, которая попробовала себя в роли писателя, Валерия Пустовая, отметила, что ее книга «Ода радости» полностью лишена вымысла.

«Она написана по следам утраты, с целью прояснения и выправления того, что объяснить себе и исправить нельзя. Для меня это внезапный заход на территорию прозы. И здесь я отчасти остаюсь критиком: не только переживаю, но и рефлексирую, пытаюсь выйти к полноте понимания того, что со мной произошло. Книга неформатная, а точнее, она соответствует трудно определимому формату книг, в которых задачи терапии и жизнетворчества важны так же, как задачи литературные. Я очень рада, что благодаря длинному списку «Большой книги» этот формат оказался зафиксирован в нашей литературной летописи. А с ним – и широта возможностей и задач литературы. И конечно, я надеюсь, что упоминание книги в контексте премии поможет ей найти читателя, которому, как и мне, важно совместное проживание и осмысление реального опыта», – пояснила она.

Закрыть