Яндекс.Метрика
  • Кирилл Чулков

Верховный суд разъяснил, как защитить бизнес от последствий эпидемии коронавируса

Высшая судебная инстанция объяснила, как доказать, что неисполнение обязательств возникло в результате форс-мажора

Верховный суд разъяснил, как защитить бизнес от последствий эпидемии коронавируса.

Ориентир для бизнеса

Во вторник, 21 апреля, Верховный суд РФ (ВС) опубликовал обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением закона в ситуации распространения новой коронавирусной инфекции. Документ послужит ориентиром при рассмотрении дел бизнесменов, не исполнивших обязательства из-за ограничительных мер в период пандемии, считает президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский.

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, предприниматель несет ответственность за неисполнение обязательств за исключением случаев вмешательства непреодолимой силы – то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Поэтому, например, отсутствие денег у должника, нарушение обязательств его контрагентами и неправомерные действия его представителей обстоятельствами непреодолимой силы не являются.

ВС отмечает, что сама по себе ситуация распространения коронавируса не может быть автоматически признана обстоятельством непреодолимой силы без учета рода и места деятельности должника и других обстоятельств конкретного дела.

«Если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств», – говорится в опубликованном ВС документе.

Освобождение от ответственности, разъясняет ВС, наступает в том случае, если бизнесмен не мог избежать неблагоприятных финансовых последствий из-за ограничительных мер, например, при значительном снижении прибыли по причине закрытия предприятия общественного питания.

Понимание непреодолимой силы

По словам президента Балтийской коллегии адвокатов Юрия Новолодского, если предложенный ВС механизм заработает, то это будет «существенный шаг к вопросу цивилизованного разрешения гражданских дел на основе понимания непреодолимой силы».

«Это в целом хорошо. А если есть какие-то неумные оппоненты, привыкшие проводить гражданские дела, как бог на душу положит. Им действительно это не очень хорошо. Может быть, даже они не достигают уровня, необходимого для разрешения таких дел. Поэтому им и не нравится разъяснение Верховного суда», – добавил Новолодский.

Вместе с тем, по словам собеседника «ПД», закон не может расписать все так подробно, чтобы заглядывать в него по каждому конкретному случаю.

«Вопросами права, по общим оценкам, прямо урегулированы только 4-5% общественных отношений. А остальные 96% должны генерироваться правовым интеллектом судей применительно к фактическим обстоятельствам», – отметил Новолодский.

Закрыть