Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Михаил Титов: «Люди устали от смешных и нелепых роликов»

Ведущий программы «Итоги дня» на канале «78» Михаил Титов переехал в Северную столицу в 2007 году. С тех пор успел влюбиться в Петербург. Тележурналист рассказывает, каково это – работать в прямом эфире
Михаил Титов: «Люди устали от смешных и нелепых роликов» Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»

- Михаил, самый актуальный вопрос – как переживаете ситуацию с коронавирусом?

- Мне кажется, задача журналиста – как можно больше информировать людей. Как бы нам ни казалось, что мы много говорим на эту тему, огромное количество людей очень мало знают, в основном питаясь слухами, домыслами и откровенными фантазиями. Я сталкиваюсь с этим в работе – очень часто слышу настолько невероятные вещи про коронавирус, что хочется спросить: «Люди, вы откуда это взяли?» Это особенность человеческой психики. Нам проще поверить в какие-то страшные вещи, чем в официальные данные. Любим себя пугать.

- Как меняется работа телевизионного журналиста в такие экстремальные дни, как сейчас?

- Я студийный журналист, ведущий, поэтому моя работа мало изменилась. Единственное, моя программа «Итоги дня» освещает целый комплекс разных тем, но уже вторую неделю – сплошной коронавирус: мероприятия, поддержка, статистика, реакция бизнес-сообщества, врачей. Все вокруг одной темы.

- Помните ли вы похожие экстремальные случаи, которые происходили с вами за время работы?

- Так как я работаю в прямом эфире, то каждый день – мобилизация. Если мы говорим о трагических вещах для Петербурга, в мою смену они не происходили – может быть, Бог миловал. На такие темы сложно говорить, особенно на горячих эмоциях. Самое важное для журналиста – спокойно говорить, без истерик. Конечно, были ситуации, когда слезы на глаза наворачивались. Стараешься успокоить себя внутренне, чтобы это не отражалось на разговоре и зрители не замечали волнения.

- А какие счастливые моменты, произошедшие на работе, до сих пор вызывают улыбку?

- Когда эфир каждый день, ты забываешь, о чем говорил вчера. С учетом того, что я веду итоговую программу, там огромное количество тем. У меня даже есть ощущение, что после эфира происходит «дефрагментация жесткого диска». Спросите, о чем мы говорили вчера, я просто не помню. Ко мне иногда коллеги подходят и говорят: «Твой гость вчера сказал вот это». А я в ответ: «Да ладно?!» Видимо, это уже профессиональная деформация...

- Как меняется профессия тележурналиста? Сколько лет говорят, что телевидение умирает...

- Наверное, некоторые эфирные формы какое-то время продержатся, но уже сейчас видим, что телевидение уходит в Интернет и становится универсальным. Те, кто работал на «телеке» – Парфенов, Пивоваров, Лошак, – все равно выстраивают YouTube-каналы по канонам телевидения. Мне кажется, люди уже устали от коротких, смешных и порой нелепых роликов. Я не думаю, что с телевидением произойдет что-то печальное в ближайшее время.

- Кто удивил вас во время работы?

- Однажды наша съемочная группа встречала Валентину Матвиенко, еще в должности губернатора Петербурга, после 9-часового перелета. Было прямое включение. Когда я ее увидел, понял, что эфира может не быть – человек устал. Я подошел и сказал, что мы поймем, если она откажется. «У меня есть пять минут?» – спросила Валентина Ивановна, после чего отлучилась и вернулась преобразившейся.

- Кстати, часто ли лично к вам обращаются зрители?

- Пишут, даже лично во «ВКонтакте», жалуются на какие-то проблемы, в которые надо основательно вникать. Как правило, все обращения я переправляю нашим новостникам или в «Телекурьер». Было несколько случаев, за которыми мы следили и доводили до финала.

- Как проводите свободное время?

- Профессия держит в тонусе! Уже лет шесть я бегаю, это не профессиональный спорт, а пробежки 2-3 раза в неделю. На мой взгляд, в последнее время я очень много читаю. Несколько лет назад записался в библиотеку, хожу, беру книжки. Потом решил завести страничку во «ВКонтакте», которая называется «Мишкины книжки», где я пишу короткие обзоры о прочитанных книгах – понравилось/не понравилось. Это маленькая группа – человек 300. Это прямо мой формат! Люди делятся впечатлениями, кто-то советует, что прочитать, бросает на стену свои впечатления о книгах.

- Что прочитали за последнее время?

- Михаил Зыгарь, «Империя должна умереть». Так как книга толстая, а я езжу на метро, то в дорогу беру Хемингуэя, которого с удовольствием перечитываю.

- Сочетаете классику и литературные новинки?

- У меня нет такой систематики чтения. Что увидел на книжной полке, то беру и читаю. Хотя иногда система выстраивается, особенно когда читаешь литературные мемуары и тебе хочется продолжить этот ряд. Несмотря на то что я филолог, многие писатели советского времени, например 1970-х годов, выпали из поля моего зрения. Замечательный писатель Юрий Трифонов, о котором незаслуженно забыли.

- Что вы порекомендовали бы прочитать?

- Если хочется сильного эмоционального потрясения, читайте «Маленькую жизнь» Ханьи Янагихары. Книга, которая стала для меня откровенным потрясением, после нее не хочется читать что-то другое, чтобы не перебивать впечатления. Это произведение о любви. Толстенная книга на 800 страниц, но она того стоит.

- А из наших современных писателей?

- Для тех, кто любит биографические вещи, Павел Басинский. У него целая серия про Льва Толстого. Его книги читаются как художественная литература и при этом основаны на биографическом материале. «Лев Толстой: Бегство из рая» – тоже потрясающая вещь, описывающая последний год жизни писателя в Ясной Поляне. Не понимаешь, кому сочувствовать: то ли Толстому, то ли Софье Андреевне, то ли детям.

Мне нравится легкая городская мрачноватость. Я 10 лет прожил в Ханты-Мансийском округе, поэтому меня погода не пугает. Мне кажется, Петербург – самое оптимальное место для жизни в России. Город большой, за 300 лет он накопил такую историю, что дай Бог каждому. Михаил Титов.