Как ловить корюшку, чтобы не попасть под статью
Теплая зима оказала положительное влияние на петербургскую корюшку. Во-первых, путина началась на две недели раньше обычного сезона. Во-вторых, зимой рыбаки-одиночки опасались выходить на тонкий лёд (и правильно делали), так что теперь вся рыба досталась промысловикам. За ними внимательно следят сотрудники Росрыболовства, дабы не было злоупотреблений. Но, как отметил замруководителя СЗТУ Федерального агентства по рыболовству Андрей Яковлев, после ужесточения кодекса в 2018 году браконьеров стало меньше. Сейчас за особо серьезные нарушения при рыбной ловле – например, при использовании запрещенных средств добычи или транспорта, следует штраф до 500 тысяч рублей или тюремное заключение. А транспортом считается даже волокуша – это такие санки, похожие на корыто.
Кроме того, для попадания под уголовное преследование важен размер ущерба, причиненного живой природе, он оценивается в 100 и более тысяч.
«Сейчас за одну голову судака санкции в несколько тысяч, - напомнил Яковлев, - значит, достаточно наловить два десятка судаков, чтобы тебе грозило уже уголовное наказание. Рыбаки про это знают и стараются не нарушать. Что касается корюшки, которая много мельче судака, то необходимо наловить незаконным способом 128 кг, чтобы стать фигурантом уголовного дела. В заливе рыба помельче, и тут запрет начинается с 200 кг (с учетом того, что одна рыбка тянет на 50 граммов)».
Словом, ловить в таких объемах имеют право только промысловые рыбаки, получившие от Росрыболовства соответствующие квоты».
В этом году рыболовным предприятиям выдали квоту на лов 1070 тонн ладожской корюшки, из которых, по данным на 10 апреля, было освоено 200 тонн. На заливе обозначена квота в 640 тонн (выловлено 120). В Росрыболовстве подчеркнули, что нижней границы у квоты не существует. Если рыбаки узнают, что корюшку перестали покупать, и не будут выходить на промысел, никто их за это не накажет. Но покупать будут. Во-первых, две тысячи разрешенных к вылову тонн – это всего-то 300 граммов на человека, если посчитать всех жителей Петербурга и области. Областные жители, кстати, предпочитают речную корюшку – из Свири, Сяси и Наровы. На нее тоже есть квота – 380 тонн.
Во-вторых, покупают, в основном, предприятия – например, консервный завод в Новой Ладоге. 70 процентов рыбы – самой мелкой – достается им. Крупные и средние экземпляры – от 13 см – идут на прилавок. Вернее, сначала их отдают перевозчикам. Только 20 процентов артелей сумели сами наладить сбыт в торговые сети, но с каждым годом этот процент увеличивается.
Впрочем, квоты на вылов определяются не аппетитом горожан, а данными ученых – о размере популяции рыбы, о маршрутах миграции. Корюшки достаточно много: так, каждая третья выловленная в Ладоге рыба – это корюшка.
Наталья Тарасова, начальник отдела развития рыбохозяйственного комплекса областного комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, поведала, что большая часть продаваемой в Петербурге корюшки, конечно, была заморожена и дефростирована. Для этого в Новой Ладоге построили специальные хранилища.
«Лучше уж есть бывшую заморозку, чем рыбу, которая три дня после вылова хранилась неизвестно где, - резюмировала она. – А рыбных базаров в этом сезоне нет и не будет, к сожалению».
Для борьбы с браконьерами имеется горячая линия, ее телефон +7921 9313216. Браконьеров «опекают» не только мобильные группы инспекторов, курсирующие по тем водным маршрутам, которые им подсказывают ихтиологи, но также информационная система «Меркурий» - она отслеживает все грузы, поднадзорные ветеринарному контролю.
Против официальных рыбацких артелей уголовные дела не заводят. Было 4 административных, за неточности в документации. Семь уголовных с начала сезона возбудили – против реальных браконьеров. Все предприятия платят штрафы в срок, потому что без уплаты штрафа не будет нового разрешения на ловлю.