Константин Зырянов: «Я бы до сих пор играл. Но организм сказал: «Хватит, остановись!»
Константин Зырянов выходил на поле в футболке «Зенита» до 39 лет, причем играл за «Зенит»-2 в роли играющего тренера. Потом возглавил эту команду, выступающую в ПФЛ, а после принял молодежку «Зенита», так как для работы во «втором дивизионе» российского футбола нужна тренерская лицензия PRO. Как ему живется в режиме самоизоляции?
- Как проводите время в эпоху коронавируса, Константин? Видел в «Инстаграме» вашу домашнюю зарядку — для всей семьи.
- Не только я провожу зарядку. Супруга тоже упражнения дает: стойки разные, комбинации. Интересно. Дети сейчас дистанционно учатся, у них какие-то видеоконференции. Ну и держать себя в форме надо.
- Комик Павел Воля жалуется, что дети на карантине не дают ему покоя.
- Это же здорово! Так они показывают свою привязанность, значит, любят отца. Мне дети тоже не дают покоя, просто мы выстроили отношения так, что учебой они занимаются сами. Дочке, которая во втором классе, мы помогаем с «домашкой», а сын все делает самостоятельно, я к нему не лезу. Только спрашиваю: «Все сделал?» Хотя сейчас можно по электронному дневнику проверить, удобно.
- С «детьми» из молодежного «Зенита» уроки делаете?
- Сейчас футболисты более профессиональные, чем мы были: следят за формой, питанием, режим соблюдают. Какие упражнения мы делаем на тренировках, они знают. Так что сами за собой следят. А давать программу сейчас бессмысленно, так как никто не знает, когда вернется футбол.
- Все равно их надо контролировать.
- Некоторые выкладывают свою «подготовку» в «Инстаграме». Я слежу. Пока этого достаточно. Если у них нет возможности бегать с такой скоростью, с какой я бегу по парку, можно бегать по лестнице в парадном вверх-вниз. Кто хочет, всегда найдет способ держать себя в форме. А когда выйдем из режима самоизоляции, посмотрим, кто как готовился, и, естественно, будем делать выводы.
- Вы за то, чтобы чемпионаты доиграть? Или надо уже о новых думать?
- Мое мнение такое: если чемпионаты остановить, то по текущим результатам в таблицах. Если так несправедливо – надо доигрывать.
- Что удалось с «Зенитом»-м, пока сезон продолжался?
- Мы летом начали одним составом, зимой он омолодился. Многие ребята, игравшие в том году за нашу команду, перешли в «Зенит»-2, пытаются там показать себя Владиславу Николаевичу (Радимову - Ред). К нам пришли футболисты 2002 года. Тяжеловато им еще, волнуются. С «Локомотивом» играли, наделали ошибок. Потом с «Уфой», «Уралом» играли. За эти клубы выступают ребята постарше, знакомые с ПФЛ. Матчи получились боевыми. Результат может быть любым, но для нас главное, чтобы игроки выполняли правильные действия. Ведь они хотят добиваться успехов в футболе, побеждать, играть в Лиге чемпионов.
- Говорят, что тренер «убивает» в себе игрока. И те, кто атаковал на поле, строят игру от обороны – как Анатолий Бышовец или Курбан Бердыев, например.
- Это правильно, что нужно «убить» в себе игрока, когда начинаешь тренировать. Вот я смотрю на наших футболистов, иногда берет злость – не могут выполнить элементарный прием! Потом успокаиваюсь, говорю себе: «Ничего страшного, со временем они всему научатся». Потому что я должен оценивать их как тренер, а не как игрок, который когда-то мог выполнить тот или иной технический элемент.
- Многие звезды футбола, ставшие тренерами, на этом «погорели» – их раздражало, что игроки не могут делать так, как делали они.
- Ну да. Это то же самое, что я буду требовать от ребенка во что бы то ни стало решить пример. А он не понимает, как его решить! Я-то со своей колокольни понимаю, как это легко. А он — нет. Надо объяснить, разжевать, положить в рот — тогда поймет.
- Вы уже поняли, что работа тренером — ваше призвание?
- У меня больших метаний не было. Вячеслав Малафеев, Максим Митрофанов в свое время предложили работу тренером в «Зените», спасибо им. Я тогда еще играл за «Зенит»-2, готовился ко второй части чемпионата. Все произошло неожиданно, но это и лучше.
- Никак не могли наиграться?
- С удовольствием играл бы и сейчас, честно говорю.
- Не думали продлить карьеру игрока, когда «Зенит» предложил работу тренером?
- Мог бы найти команду в премьер-лиге. Но у меня был рецидив травмы приводящей мышцы, решил, что не стоит. Организм сказал: «Хватит, Константин, остановись!»
- «Зенит» же еще вам административную должность предлагал.
- Когда тренером был Роберто Манчини, а Оресто Чинквини спортивным директором, действительно, было такое предложение. Но хотел быть ближе к полю.
- В «Зенит» в 2007-м попали вовремя, как считаете? Еще немного, и было бы поздно?
- Я был удивлен, честно говоря, что попал в «Зенит». Не знаю, как заметил меня Дик Адвокат. Говорят, он смотрел матч «Торпедо», за которое я выступал. Потом читал его интервью. Он сказал: мне понравилось, как Зырянов на ограниченном пространстве принимает верное решение. Правда, не думаю, что за один матч можно было составить полную картину.
- У Дика был хороший советник — Константин Сарсания.
- Может, он посоветовал. Я понимал, что меня берут в «Зенит» удлинить лавку, создать запас прочности. А вовремя или нет, не знаю. Георгий Ярцев рассказывал мне, что попал в московский «Спартак» в 29 лет. Я, кстати, прошел с ним сборы в «Торпедо», когда он тренировал. Может, благодаря этому заиграл сразу в «Зените».
- Сейчас как тренер можете понять решение Ярцева уйти со скамейки по время матча с Португалией, когда Россия проиграла 1:7 в отборочном турнире чемпионата мира 2006-го?
- Очень сложно сдержаться в такие моменты (вздыхает). Я тоже проиграл с «Зенитом»-м со счетом 1:7 португальской «Бенфике» в Юношеской лиге УЕФА. Просто не понимал, что делать! А тут, представьте, какой уровень: вся страна смотрит, мячи залетают. Проще простого сорваться.
- Вы заиграли за «Зенит» на каком-то другом для себя уровне или делали примерно то же, что делали в «Торпедо»? Та же команда классно играла в начале нулевых: Семшов, Кормильцев, Вязьмикин...
- Все то же примерно. Просто партнеры поменялись. В «Торпедо» было четыре-пять классных игроков, в «Зените» почти вся команда. Чем больше мастеров, тем лучше игра. Еще и тренер не мешал – я про Дика Адвоката. Выиграли чемпионство, два кубка европейских.
- Я слышал, что игрокам «Зенита» «не мешал» сначала Властимил Петржела, потом Дик Адвокат...
- Искусство тренера! Это не значит, что он ничего не делал. Тренировал, конечно, но делал это так, что его роль была не очень заметна. Только профессионалам это удается. Наивысший пилотаж — тренировать так, чтобы футболисты думали: «Ничего себе, как у нас все классно получается!»
- Как хороший судья, которого не замечаешь на поле?
- Отличное сравнение. Футболистов, которые были собраны в «Зените», не так просто было тренировать. Аршавин, Широков, Денисов, Анюков... У всех характеры, амбиции. Ну, со мной попроще, наверное, было.
- Солдафонские методы Дика Адвоката как раз пригодились?
- Почему солдафонские? Он грамотно управлял. Сначала не все получалось, команда должна была «сложиться». Потом обыграли в Кубке России московское «Динамо» 9:3, и пошло-поехало. Стало более-менее получаться.
- Играть под руководством иностранного тренера было для вас необычно?
- Был переводчик, проблем никаких. Конечно, у Адвоката своя школа — голландская. У тех, с кем я работал раньше, – советская. В принципе, меня требования Адвоката устраивали, получал удовольствие от тренировок, игр.
- Успехи «Зенита» сказались на том, что сборная России, возглавляемая Гусом Хиддинком, добралась до бронзы Евро-2008?
- Гус – тоже голландец, он общался с Диком, видел, что «Зенит» выиграл еврокубки. Использовал зенитовский костяк в сборной. Хотя там были сильные футболисты из разных клубов.
- Я помню, Хиддинк давал вам характеристику: Зырянов, дескать, — уникальный игрок, быстро восстанавливается после рывков.
- Он говорил, что видел двух таких футболистов. Один — корейский, другой — Филипп Коку. Зырянов якобы третий. Не знаю, может, так получилось в тот день, когда мы сдавали тесты. А в другой день не было бы так хорошо. Но я и сам замечал, что быстро восстанавливаюсь.
- Это особенность организма или режим не нарушали?
- В совокупности, думаю. И питание, и тренировочный процесс в Перми, и работа в «Торпедо» с Виталием Шевченко, который давал колоссальные нагрузки. На этом «багаже» я, может, и доиграл до 39. Плюс у Дика Адвоката — другой тренировочный процесс. Тоже, наверное, продлил мою карьеру.
- После неожиданного проигрыша Израилю в отборе на Евро-2008 вы просто сказали: «Мы о...срались!»
- Крылатая фраза, да. Ее потом облагородили: «обзырянились». Можно так говорить, разрешаю.
- Уже получили тренерскую лицензию PRO?
- Последняя сессия в академии тренерского мастерства должна пройти с 20 мая по 3 июня. Моя учеба должна была завершиться. Ну как — учиться тренерскому делу, совершенствоваться я планирую дальше, каждый день. Но в плане обучения в академии, не знаю, как теперь получится.
- Будете, как дети, сдавать экзамены «на удаленке».
- Может быть, может быть. Уже советуют скачивать программы, во все это вникать.