Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Больница: как в карантинные дни работает удаленная медицина

В дни, когда горожане ушли на карантин, спасением может стать онлайн-консультация, но в Петербурге это новшество освоила пока только 17-я поликлиника в Красногвардейском районе

Закон, регламентирующий удаленную медицину, был принят в 2017 году. На крупных интернет-площадках сразу появились свои странички, на которых человек мог открыть чат с врачом. На каждого врача, заключившего с виртуальной клиникой договор, имелось маленькое досье: например, название вуза и год окончания, а также отзывы пациентов. За консультацию со счета пациента списывалось от 500 до 800 рублей, но это была именно консультация. Врач даже не мог выписать рецепт и соответственно прописать мало-мальски сильнодействующее лекарственное средство.

«Я все равно не могу вам его назначить без анализов», - пояснил интернет-доктор корреспонденту «ПД», когда тот опробовал телемедицину на себе.

Закон позволяет врачу выписывать рецепты, в том числе на наркотические и психотропные препараты. Осторожничают уже сами доктора. Хотя если пациент готов ждать, врач может направить запрос в поликлинику, к которой приписан виртуальный пациент, и получить выписки из истории болезни в электронном виде.

Авторы закона подчеркивали, что виртуальные консультации созданы для того, чтобы курировать хронических больных, которые уже знакомы своим докторам. В идеальной ситуации такие «окна» должны были появиться в каждой поликлинике. Но диагноз и первичные рекомендации по лечению, согласно закону, должны быть установлены на очном приеме.

Как это работает

Прошло два года, и с апреля 2020-го в поликлинике на Пискаревке заработал бесплатный виртуальный кабинет. Он использует один из популярных мессенджеров, на котором необходимо зарегистрироваться – просто придумать логин и ввести данные своего полиса. Сразу же у сервиса появится информация о ФИО и возрасте пациента.

По правилам обслуживать виртуально поликлиника должна только жителей своего микрорайона, что должно было выясниться еще и при подаче данных с полиса. Но этот заслон не сработал. Кстати, в дальнейшем поликлиника планирует развивать и платный прием, и вот тогда консультироваться по интернету здесь смогут абсолютно все.

До консультации с врачом придется еще ответить на вопросы бота.

«Нет ли у вас симптомов ОРВИ?» - в этом случае врача необходимо вызвать на дом. - Вы выезжали за границу за последний месяц? А контактировали с теми, кто выезжал? А с теми, у кого ОРВИ?»

Потом был неожиданный вопрос: «Вы курите?»

Отвечать всегда надо четко. Нельзя вместо «да» говорить «разумеется», ведь общаешься ты не с человеком, а с роботом, а у него маленький словарный запас.

И наконец, собственно, медицинские. На что жалуетесь? После изложения жалобы пациент ждет, когда к чату присоединится врач. К сожалению, ждать пришлось долго, и сеанс был пропущен. Врач успел спросить, где именно болит, и попросил включить видеосвязь. Потом не дождался ответа и отсоединился. Дальше снова был диалог с ботом.

Такой же диалог можно вести через приложение для смартфона. Возможно, оно окажется более эффективно, и там не прозеваешь начало приема.
Система пока работает с ошибками, это признают и в самой поликлинике. Например, она никак не может помочь тем пациентам, которые добиваются приема у терапевта только для того, чтобы попасть через него на прием к хирургу. Порядку, действующему в медучреждениях, должны подчиняться даже роботы.

Менеджер информационных ресурсов СПб ГБУЗ Городская поликлиника 17 Катерина Омельчук пояснила «Петербургскому дневнику», что и этот сервис обслуживает в первую очень «старых знакомых» - пациентов, которые уже известны своим врачам.

«Пациенты с хроническим заболеванием стоят на учете. Им можно выписать удаленно рецепт на нужный препарат, а медсестра рецепт принесет на дом. Тут необязательна онлайн-консультация, можно сделать заявку по телефону, как предписывает приказ Минздрава от 19 марта. Если выявлено что-то острое и экстренное, то пациент вызывает врача на дом. Заявка на больничный и необходимые анализы принимается тоже после осмотра врачом уже на дому», - рассказала она.

Успокоить или настоять

Сейчас сервисом пользуются порядка 10 пациентов в день, в основном, в текстовом формате. Только очень продвинутые пациенты включают веб-камеры, чтобы показать, например, высыпания на коже. А до применения USB-эндоскопа, с помощью которого теоретически можно разглядеть больное горло, не додумался никто.

«Телемедицина позволяет скорректировать лечение, успокоить пациента или, наоборот, настоять на вызове врача на дом. Это не замена амбулаторному лечению, это дополнительный инструмент, - пояснила Катерина Омельчук и признала, что до идеала ещё далеко. – Учитывая происходящее, мы пошли на риск и ведем работы по оптимизации уже на живом продукте».

В Комитете по здравоохранению редакции «ПД» сообщили, что в других поликлиниках телемедицину пока не внедрили.

На заметку

Если бы существовал конкурс на самое креативное и продвинутое медучреждение, то 17-я поликлиника, несомненно, могла бы оказаться в лидерах. В прошлом году медработники сняли видеоклип на музыку из фильма «Криминальное чтиво», который призывает граждан на вакцинацию против гриппа. А два года назад организовали в ближайшей женской консультации праздник для будущих мам. Персонал одним из первых в городе откликнулся на предложение проекта «Помощь рядом», так что теперь участковые врачи ездят по вызовам на такси по специальному бесплатному тарифу «Медик». Двадцать машин курсируют между тремя поликлиническими отделениями, отделением скорой медицинской помощи, женской консультацией, диабетологическим центром и семью офисами врачей общей практики. Услугой пользуются 80 врачей, совершая порядка 300 поездок в день.