Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

До лучших времен: городские перевозчики готовятся к оптимизации расходов

Петербургский транспорт потерял от 80 до 85% пассажиропотока
До лучших времен: городские перевозчики готовятся к оптимизации расходов Фото: «Петербургский дневник»

Коронавирус лишил городской транспорт пассажиров и, как следствие, доходов. Если раньше перевозчики считали пассажиров в миллионах, то теперь в общей статистике стала заметна каждая новая тысяча людей в метро, трамваях, автобусах и троллейбусах. К третьей неделе «президентских каникул» показатели подросли, но не на столько, чтобы оказать существенное влияние на ситуацию.

По данным Комитета по транспорту, автобусы потеряли 83% пассажиров, троллейбусы и трамваи — 86%, а метро — 79%. Сколько денег недосчитаются перевозчики в итоге, пока неясно. Но на примере подземки мы можем провести подсчеты, которые, конечно, будут очень приблизительными, однако общую картину все-таки покажут.

Из-за карантина услугами метрополитена пользуется лишь пятая часть пассажиров от прежних времен — около 500 тысяч человек в день. Соответственно, в пять раз упала и прибыль. Если взять среднюю стоимость проезда 40 рублей, то ежедневный доход подземки составит около 20 миллионов рублей против 100 миллионов рублей докоронавирусных времен. Поэтому главный городской перевозчик готовится к оптимизации.

Как сообщили в ГУП «Петербургский метрополитен», уже остановлены все несрочные работы, часть проектов планируется отложить до лучших времен. Но, судя по сайту госзакупок, это не касается обновления парка вагонов. Чтобы расплатиться с поставщиком новых составов, перевозчик планирует взять в кредит около 4 миллиардов рублей. В силе и планы на капитальный ремонт станции «Маяковская», который будет стоить метрополитену почти 400 миллионов рублей.
Теряющие доходы наземные перевозчики тоже не исключают оптимизации. Тем не менее ГУП «Пассажиравтотранс» планирует купить в рассрочку 60 газовых, 25 двухсекционных и 25 односекционных автобусов почти на 2 миллиарда рублей. По условиям уже объявленных госконтрактов новый транспорт должен прибыть в Петербург до конца осени 2020 года.

«Эти планы остаются в силе. Мы работаем и выполняем возложенные на нас задачи»,  – подчеркнули на предприятии.

В ГУП «Горэлектротранс» тоже подтвердили падение доходов, однако сообщили, что конкретные решения по оптимизации расходов будут приняты, когда ситуация придет в норму.

«Еще предстоит провести анализ ситуации, все зависит от того, сколько времени продлится карантин»,  – пояснили в «Горэлектротрансе».

Отметим, что все вышеперечисленные предприятия вошли в утвержденный федеральным центром перечень системообразующих организаций, чье финансовое состояние в условиях пандемии власти должны мониторить и по необходимости рассматривать вопрос об их поддержке. Городские перевозчики предоставляют данные в Комитет по транспорту, где в дальнейшем примут решение об оптимизации расходов. Транспортный эксперт Алексей Блинов полагает, что все намеченные городом планы по развитию перевозок должны быть реализованы.

«Поэтому я предлагаю никакие планы не выбрасывать, а оставить то, что есть. Другое дело, что их нужно расставить по приоритетам»,  – пояснил Алексей Блинов.
По его словам, метрополитен остается главным петербургским транспортом, поэтому жалеть деньги на подземные перевозки и безопасность пассажиров было бы неправильным.

«В силу обстоятельств метро находится в сложных технологических условиях, это прежде всего безопасность горожан. И без этого вида транспорта город жить не может», – отметил эксперт.

В то же время в сложившейся ситуации, по мнению Алексея Блинова, город мог бы повременить с реформой городского транспорта.

«Коронавирус изменит поведенческие модели горожан, это серьезное потрясение для города, и, мне кажется, что, прежде чем вносить очень серьезные изменения в маршрутную сеть, нужно разобраться с тем, что произойдет с потребительской моделью населения»,  – пояснил Алексей Блинов.