Директор Академии баскетбола «Зенит» Игорь Заманский: «Мы запустили свое «Движение вверх»
– Давайте сразу начнем с главного вопроса. Как обстоят у «Зенита» сейчас дела с резервом?
– Гораздо лучше, если сравнивать с недавним прошлым. Три года назад у нас было всего три игрока в юношеских сборных России разных возрастов, год назад – пять, а сейчас уже 17.
– Насколько у главных тренеров «Зенита» есть востребованность в игроках именно из Петербурга? Во всех ведущих российских клубах сейчас на первых ролях легионеры.
– Безусловно, везде есть проблемы с российскими игроками. Их можно было бы избежать, но перед всеми командами ставятся серьезные турнирные задачи. И ради них берут в команды иностранцев. Теперь можно иметь до девяти баскетболистов с зарубежным паспортом… Конечно, некоторые клубы стараются развивать собственную молодежь. Хавьер Паскуаль уже подключал к тренировочному процессу несколько ребят из «молодежки» и юношеской команды. Со следующего сезона это будет делаться регулярно. Нашим игрокам сложно пробиваться. Раньше было проще, существовал лимит на легионеров.
– Но нельзя же заставить главного тренера пожертвовать результатом ради перспективы?
– Нельзя. Даже если это российский тренер. А иностранец должен давать результат. Поэтому он и сказал, что ему все равно, кто будет играть. Если нет российских игроков, которые способны играть на уровне ВТБ и Евролиги – берет иностранцев… Но я смотрю и в целом по стране – скоро нынешнее поколение сильных российских баскетболистов сойдет. А молодых, которые бы играли постоянно в «основе» своих клубов, очень мало. Это большая проблема. И в первую очередь она коснется сборной России.
– Как разорвать эту цепь? Законодательно, то есть в регламенте, прописать количество российских игроков в командах?
– Да, надо уменьшать количество легионеров. Другого выхода на данном этапе не видно. А болельщики точно будут больше ходить на местных игроков, воспитанников своего клуба. Поэтому надо потихоньку наигрывать местную молодежь. А игрокам нужно доказать свою состоятельность на паркете!
– Какая цифра будет говорить об эффективности работы академии «Зенита»? Сколько должно быть воспитанников в «основе»?
– Если 12 – я буду только за! Но на данный момент это нереально. Для начала, если два человека будут, – это очень хороший результат. Сразу пять никто не возьмет. Чтобы попасть в основной состав, нужен ни год, ни два и ни три. Но стараемся, чтобы в Петербурге было как можно больше местных воспитанников.
– Что для этого делается?
– Для молодежи сейчас созданы великолепные условия. С этого сезона в их распоряжении целый тренировочный комплекс 24 часа в сутки. Тренеры по ОФП, тренеры по индивидуальной подготовке. Удобные раздевалки. Машина, которая подает мячи. В любое время. Если хочешь развиваться – все в твоих руках.
– Задумывались во время игровой карьеры о роли баскетбольного функционера?
– Посещали мысли о тренерской карьере. Ведь со стороны видно, что и как. Но как показала практика – это не так просто. В этом сезоне был опыт: пришлось отправиться с основной командой в Пермь на матч чемпионата Единой лиги ВТБ. В тот момент не было главного тренера, Паскуаль еще не приехал. У нас был целый триумвират вместе с Сергеем Вознюком и Марко Поповичем. И «Зенит» сумел добиться победы.
– Для «Зенита» минувший сезон сложный и неоднозначный…
– На самом деле перед сезоном в разговорах со многими слышал опасения по поводу борьбы на два фронта. И опасения, как оказалось, не были лишены основания. На самом деле очень трудно играть в двух таких интенсивных турнирах – Евролиге и Единой лиге. Матчи несколько раз в неделю, буквально через день – очень сложно сконцентрироваться, отдача требуется запредельная. Но при этом Евролига приехала в Петербург, и это было большое событие для города.
– Сборная России на последнем чемпионате мира в Китае не дошла до плей-офф, не сумела пробиться напрямую на Олимпиаду. После бронзы Игр в Лондоне, после побед на чемпионате Европы мы теперь будем двигаться только по нисходящей?
– Хотелось бы верить, что нет. Но я уже говорил, что нужна свежая кровь, которая будет подпирать нынешний состав. Но пока не видно игроков, которые способны заменять Фридзона, Шведа… Надеюсь, что молодежь себя покажет.
– Есть сейчас проблемы с популяризацией баскетбола в России? Все надеялись, что после выхода фильма «Движение вверх» тысячи мальчишек и девчонок начнут штурмовать секции.
– Я тоже на это надеялся. Была волна после этого фильма, но постепенно она спала. Естественно, уступаем и футболу, и хоккею – стараемся выйти из этой ситуации. В этом году у нас был первый опыт сотрудничества с десятью школами Петербурга из разных районов. Теперь там десять «зенитовских» групп начальной подготовки по 20 воспитанников. А это около 200 семей, одноклассники, друзья. Это тоже вполне ощутимое «Движение вверх».
– Вы стали одним из последних могикан золотой петербургской школы 1990-х годов. И вы одним из последних покинули «Спартак». Что стало последней каплей?
– Отыграл за родную команду четыре года, сезон закончился, и никто ничего не говорит. Сейчас с игроками заранее общаются, узнают их планы. «Спартак» не проявлял ко мне интереса. Поступило предложение из «Триумфа», я согласился, уехал и уже не приезжал в Петербург в качестве игрока.
– На кого, кстати, из тех великих игроков «Спартака» вы ориентировались в начале пути?
– Андрей Фетисов, Андрей Мальцев, Геннадий Щетинин, Андрей Потапов… Ко всем этим игрокам с огромным уважением относился и отношусь. Старая закалка, с которой и я воспитывался. Может, поэтому и отыграл 19 сезонов профессионально. Пример Мальцева могу привести. С финансированием тогда начались проблемы. Месяц, другой не выплачивали зарплату. Ребята постарше начали разговоры о задержке, да и кто-то из молодых. Мол, тогда не будем тренироваться и т. д. Мальцев всех собрал и говорил: «Ты сейчас не будешь тренироваться. Тебе скажут: «Выходи на площадку». Ты проиграешь, если не тренировался. А тебе на следующий день раз – и заплатили всю зарплату. И как ты будешь доигрывать сезон, восстанавливать свои позиции?» Ребята задумались, послушали старшего и тренировались, даже когда не платили.
– Правда ли, что в те годы игрокам «Спартака» даже приходилось где-то подхалтуривать, чтобы прокормить семью?
– Когда я начинал, о деньгах даже не думал. Но не помню, чтобы кто-то из старших ребят подрабатывал, все занимались профессионально. Раньше, знаю, ребята из заграничных командировок что-то привозили, продавали, но это было еще в советские времена.
– Если бы «Спартак» сохранил большинство игроков того состава – мог бы на долгие годы закрепиться на вершине российского баскетбола?
– На самом деле, если бы собрать всех питерских игроков, на первое место можно было бы смело ориентироваться. Но игроки начали постепенно разъезжаться…
– Андрей Кириленко – самый талантливый баскетболист на вашей памяти?
– Кириленко мало того, что талантливый, но еще и работяга. Талантливых много, часто про игрока говорят: «вот, вот, вот» – и на этом его талант заканчивается. Кириленко и работал много, причем индивидуально. Я рядом был и видел, как Андрей пахал вне тренировок. Не только талантом он добился права играть в НБА. Это пример для молодежи – на одном таланте не выедешь.