Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Чернобыльский пожар мог «выгнать» радиоактивных животных из леса

Миграция радиоактивных зверьков и рыбы происходит каждый год, но огонь может ее ускорить

В Чернобыльской зоне удалось остановить 10-дневный пожар, который достиг Припяти и подошел близко к Чернобыльской атомной электростанции. Шеф-редактор телеканала «Живая планета» и научного проекта «Выжить в Чернобыле» Иван Семенов рассказал «Петербургскому дневнику», к чему могло привести такое возгорание.

Что именно могло стать причиной пожара, Иван Семенов не знает, но в беседе с «ПД» подчеркнул, что он вполне мог произойти по естественным причинам. В зоне достаточно предметов, которые вызовут пламя в солнечную погоду.

«В чернобыльской зоне мы работали полгода назад: рассматривали проблему пожаров и причин возгорания. Если это не злонамеренный или случайный поджог человеком, то могут быть обычные причины природного возгорания. Например, удар молнией. Но это все-таки зона, очень похожая местами на зону Тарковского в «Сталкере». Там много брошенных и битых вещей: осколки стекла, оптические приборы, очки. При теплой сухой и солнечной погоде все это создает опасность возгорания», – рассказал эксперт.

Несмотря на пожар, о судьбе саркофага над четвертым энергоблоком атомной электростанции беспокоиться не стоит. «Ничего не случится с бетонным сооружением из-за лесного пожара, температуры горения не хватит, чтобы причинить вред железобетонной конструкции», – резюмировал наш собеседник.

По его совам, куда опаснее радиоактивные частицы, разлетающиеся из-за пожара в воздухе. По словам Семенова, попадая в организм человека, они остаются там уже навсегда. «Сейчас в зоне четыре основных действующих изотопа, два из них – трансурановые, плутоний и америций. Они не накапливаются в биологических объектах. А вот доурановые изотопы, цезий и стронций, замещают в биологических процессах соответствующие легкие элементы. Цезий замещает калий, а стронций – кальций. Дым и зола, которые поднимаются на много сотен метров вверх и разлетаются во все стороны, не сильно изменят радиационный фон. Но при вдыхании этих наночастиц человеком может произойти беда – из легких они не выводятся и будут находиться там до конца жизни, поскольку период полураспада цезия составляет 30 лет. Они будут «бомбардировать» внутренние органы человека альфа-частицами. Рядом с тем местом в организме, куда попала наночастица, содержащая радиоактивный цезий, будет «выжженная пустыня» плюс онкогенный и канцерогенный факторы».

Кстати, обычный пожар и радиоактивный не отличить друг от друга. «Неприятность явления радиоактивности состоит в том, что природа сохранила его для своих внутренних целей и ни одно живое существо не наделила способностью воспринимать радиоактивность напрямую каким-либо органом чувств. Ничто радиоактивное с виду не отличается от нерадиоактивного».

Более серьезная проблема, по словам эксперта, заключается в том, что огонь гонит из леса «чернобыльских монстров»  – животных, чей организм пропитан радиоактивностью. «Конечно, эти радиоактивные зверушки побегут в разные стороны, и для них никакие ограждения совершенно не являются препятствием», – полагает эксперт.

Кстати, такие звери уходят поближе к людям постоянно – во время ежегодных миграций. «Они уходят в Россию, в Брянскую область, в Белоруссию за пределы зоны. Зверушек еще как-то можно контролировать, а вот что делать с припятской рыбой, которая ежегодно мигрирует на нерест из Киевского водохранилища Днепра в верховья Припяти, а потом возвращается обратно – непонятно. С этим уже ничего не поделаешь. Якобы радиационные службы проверяют, что люди вытаскивают из воды и употребляют в пищу, но гарантировать ничего нельзя».

Закрыть