Потребительский спрос на продукты в Петербурге упал на четверть
Торговые сети в Петербурге ощутили падение спроса на 25 процентов. Это те, кто торгует едой. У продавцов одежды поток покупателей упал на 90 процентов. Но свою задачу по обеспечению граждан всем необходимым, ретейлеры выполнили на отлично. Успешно миновали пик повышенного спроса в магазинах – он обычно наступает тогда, когда карантин только объявляют, и граждане понимают, что им предстоит засесть дома на несколько недель.
Если к вечеру какой-то товар оказывался разобранным, к утру запас восполнялся, рассказала Ольга Волкова, председатель комитета по торговле Петербургской торгово-промышленной палаты и руководитель направления по работе с госорганами макрорегиона «Северо-Запад» одной из крупных компаний розничной торговли. Цены удалось удержать на прежнем уровне – впрочем, как уверяют все коммерсанты, цены в магазинах розничной торговли никогда не поднимаются сами: они всегда следуют за оптовыми.
В магазинах сети на 30-40 процентов увеличился объем онлайн-заказов, так что пришлось на 20 процентов увеличить транспортную базу, нанять машины и экспедиторов. Следуя за спросом, пришлось больше переориентироваться на товары нижней ценовой категории, а товар такого рода обычно доставляется в больших мешках. Пришлось сети взять на себя еще и функции по расфасовке. Некоторые продукты стали вообще отпускаться без наценки, по ценам производителя.
Но главный, пожалуй, подвиг ретейлеров – это стремительное следование за правилами противовирусного режима. Торговые сети даже опережали приказы: в них мгновенно появилась разметка для покупателей, санитайзеры, маски и перчатки для сотрудников и даже защитные экраны.
Председатель комитета по ретейлу общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Чтецов похвалил торговые сети, которые неожиданно стали примером для других мест массовых посещений: метро и даже поликлиник. И рассказал, с какими предложениями к правительству выступила «Деловая Россия». Это, во-первых, организация зеленого коридора для продуктовых машин на границах, во-вторых, отмена въездных пошлин на особо важные товары – лекарства, картофель, морковь… Минсельхоз уже выразил свое согласие.
Требуется снизить эквайринг (сбор за использование при сделке банковских карт) до 1 процента. Такие меры помогут сдержать цены, хотя они меркнут в сравнении с тем, что предпринимается для спасения бизнеса на Западе. Как сообщил генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков, в США с недавних пор запрещено разрывать договоры аренды – даже если магазин или мастерская перестали за нее платить.
«Для бизнеса единственное спасение – в объявлении чрезвычайной ситуации, настоящего форс-мажора, – заявил Федяков. – Потому что запрет на посещение клиентами кафе, книжных магазинов обстоятельством непреодолимой силы не считается. И за предпринимателями сохраняются все обязанности, предусмотренные в договорах. У нас даже не отменили сбор с дальнобойщиков по программе «Платон», хотя мы без этого «Платона» прекрасно жили».
По подсчетам Федякова, наименее сильно от режима самоизоляции пострадали супермаркеты – магазины средней вместимости. Малые торговые точки просели сильно, в гипермаркетах в первые дни карантина наблюдался рост клиентуры, но затем поток заметно иссяк. Люди предпочитают ходить в магазины пешком, а не ездить на машинах.
Что же касается интернет-торговли, то как бы она ни росла, выбраться из кризиса это не поможет. Да, магазины одежды увеличили объем онлайн-продаж на 36 процентов, вот только вся интернет-торговля составляла только 3 процента от всего объема. Теперь будет 3,36 процента.
«Уже сейчас 40 процентов компаний планируют снижение объемов продаж, а 35 процентов заявляют о планах по сокращению персонала, что не может не сказаться потом на экономике в целом», — заявил Федяков.
Впрочем, Ольга Волкова выразила надежду, что борьба за потребителя скажется на качестве услуг. Уже сейчас многие отмечают, что продавцы в супермаркетах стали гораздо вежливее. Гипермаркеты охотно берут на работу сотрудников из компаний, приостановивших свою деятельность, и даже их продукцию: так, закрывшейся недавно сети веломагазинов было предложено перевести и продавцов, и велосипеды в штат доставки другой компании. Стоит отметить, что многие магазины сейчас отказались от круглосуточного режима, но зарплату сотрудникам платят прежнюю.