Борьба с коронавирусом по-корейски: массовое тестирование и никакого карантина
Южная Корея меньше чем за месяц из крайне неблагополучной по уровню распространения коронавируса страны стала примером для всего остального мира. Не прибегая к жесткому карантину и даже не закрывая границы, корейцы смогли замедлить темпы распространения заразы и минимизировать количество летальных случаев.
Первый заболевший коронавирусом был зафиксирован в Южной Корее 21 января, и инфекция начала активно распространяться по стране. Пик пришелся на 29 февраля, когда за сутки было зарегистрировано сразу 900 новых случаев, а общее количество заболевших превысило 3000.
Однако вместо того, чтобы вводить жесткий карантин и закрывать границы, южнокорейские власти прибегли к хорошо зарекомендовавшей себя во время вспышки MERS (ближневосточный респираторный синдром) в 2015 году «тактике трех»: обнаружить, протестировать, пролечить.
Поскольку коронавирус пришел в страну из-за границы, власти начали строго контролировать путешественников. Все прибывающие сдают анализы, измеряют температуру и на две недели отправляются на домашний карантин. Дабы убедиться, что люди действительно сидят дома, власти обязали всех устанавливать на телефон специальное приложение, благодаря которому полиция может отследить передвижения абонента. Причем требование распространяется как на граждан Кореи, так и на всех приезжих.
«Появились «умники», которые оставляют телефон дома и идут гулять. Недавно в новостях передавали, как один молодой человек, несмотря на кашель, который вообще-то является симптомом коронавируса, решил встретиться с друзьями и поехал к ним на метро. Полиция поймала его через полтора часа. Диагноз подтвердился, и сейчас парню грозит тюрьма. А на приезжих надевают браслеты, которые также отслеживают место нахождения человека по GPS», – рассказала Евгения.
Корейцы к подобным мерам относятся с пониманием. «Во-первых, если человек, имея сотовый телефон, считает, что его нельзя отследить, то он очень наивен. Во-вторых, я и все мои знакомые считают, что это нужно делать ради собственной безопасности. Просто если этого не будет, то количество заболевших будет расти в геометрической прогрессии», – сообщила Евгения.
Миру мир
Что касается рядовых корейцев, то их жизнь с приходом коронавируса, безусловно, изменилась, но далеко не так радикально, как для жителей США и Европы. «Никакого тотального карантина у нас не было и нет. Людям просто рекомендуют воздерживаться от массовых мероприятий, реже выходить из дома. Опустевших улиц у нас нет, а полиция не интересуется, кто и зачем вышел из дома», – сообщила Евгения Рог.
Всех, кто может работать удаленно, отправили по домам, студентов перевели на дистанционное обучение. А вот школы и детские сады закрылись полностью. Учебный год в Корее начинается 2 марта, но в связи с эпидемией образовательные учреждения до сих пор не открылись. «Онлайн-обучение школьников началось только 9 апреля, дети от скуки уже просто по потолку бегать начали», – рассказала Евгения, отметив, что у нее двое школьников.
Помимо этого работу прекратили заведения, в которых может собраться толпа людей без возможности держать полутораметровую дистанцию. «Это кинотеатры, клубы. Все церковные службы проходят в онлайн-режиме. Однако кафе, магазины, парикмахерские, салоны красоты как работали, так и работают», – рассказала россиянка.
Впрочем, работающие заведения обязаны обеспечить безопасность и сотрудникам, и клиентам. «В стране постоянно ведется дезинфекция и улиц, и помещений, да каждую тележку в супермаркетах обливают антисептиком. Даже бабушки, торгующие на улице токпокки (рисовые клецки в остром соусе. – Ред.), и те принимают деньги у клиентов только после того, как дезинфицируют руки. Куда не зайди – тебе сразу суют градусник», – сообщила Евгения.
Пустых полок в продуктовых магазинах Кореи не случилось. «Мне муж рассказывал, что на его памяти корейцы скупали продукты только после смерти Ким Ир Сена – боялись войны», – пояснила Евгения.
Дисциплина – наше все
Несмотря на весьма скромные ограничения, заболеваемость пошла на спад. В результате многие даже очень развитые страны, например Франция, всерьез обратили внимание на корейский опыт. Евгения уверена, что причина – в ответственном отношении населения и развитой медицине.
«Корейцы – очень дисциплинированный народ. Им сказали – носить маски, в итоге на улице трудно найти человека без оной. Сказали дезинфицировать руки – бесплатные антисептики на каждом шагу: в лифтах, магазинах, ресторанах, на заправках», – рассказала женщина.
Кстати, о масках. В феврале, когда с коронавирусом в Корее было все плохо, масок населению не хватало и цены на них начали расти. «Я в феврале была в Москве, тогда в России особых проблем с коронавирусом не было, а вот в Корее – очень серьезные. Купить маски было сложно и дорого, поэтому муж просил привезти пачку из Москвы. Сейчас производство наладили так, что теперь на каждом шагу продаются маски, которые можно стирать, или со сменными фильтрами и так далее. Поэтому пачку, которую я привезла из России, хочется отправить обратно – там нужнее», – рассказала она.
Только массовое тестирование спасет от коронавируса
Главное ноу-хау корейцев в том, что с распространением коронавируса они борются в первую очередь с помощью массового тестирования, а не с тотальной изоляцией людей, как это делается практически во всех странах.
«В феврале было развернуто массовое тестирование населения. Помню из новостей, что буквально за две недели тесты прошли около 100 тысяч человек! Именно благодаря этому удалось обнаружить максимум заболевших, изолировать их и вылечить, поэтому и темпы распространения болезни пошли на спад. Сегодня результатов тестов ждут более 15 тысяч человек», – рассказала Евгения.
По состоянию на 10 апреля в Южной Корее зарегистрировали 10 тысяч 450 случаев заражения коронавирусом. При этом выздоровевших в стране уже больше 7 тысяч.