Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Юлия Стрижак: «Мы не ставим театр на паузу»

Как «Мюзик-Холл» переживает сложившуюся ситуацию? Какие планы строит на будущее? И состоится ли городской фестиваль «Опера - всем»? Об этом и еще многом другом рассказала директор театра «Мюзик-Холл»
Юлия Стрижак: «Мы не ставим театр на паузу» Фото: «Мюзик-Холл»

- Юлия Николаевна, нет-нет да и можно услышать сетования на то, что приходится сидеть дома. А как вы воспринимаете эту вынужденную паузу?

- Сейчас в театре «Мюзик-Холл» работают только дежурные службы. Большинство сотрудников находится дома. Чем мы занимаемся? Проводим телекоммуникационные совещания с коллегами, благо такие возможности теперь есть. Обсуждаем текущую ситуацию и будущие проекты. Внимательно следим за новостями. И, конечно, поддерживаем друг друга и словами, и шутками. Театр «Мюзик-Холл» - это большой творческий коллектив, который может работать только сообща. Поэтому мы не ставим театр на паузу, а продолжаем работать в создавшихся условиях, соблюдая все ограничения и предписания. 

- И что удается сделать в этой непростой ситуации?

- Мы организуем трансляции в записи наших концертов и постановок в Интернете – на нашем сайте и в соцсетях. Также отдали записи Министерству культуры, агентству «Русские сезоны», платформе More.tv. Мы отмечаем, что большое количество просмотров собирают спектакли фестиваля «Опера – всем» с участием оркестра «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело. Это «Богема» Пуччини, «Кармен» Бизе, «Севильский цирюльник» Россини и другие. Вся информация о просмотрах есть на нашем сайте.

Для нас очень важно сохранить связь с нашими зрителями, показать, что театр работает. Даже в блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония Шостаковича! Мы тоже должны делать то, что можем, что мы умеем, что нам велит наша творческая свобода. Культура во все времена поддерживала людей, облагораживала, утешала.

- Кроме записей, можно ли рассчитывать на новые проекты?

- Безусловно! В ближайшее время в прямом эфире появится цикл лекций-рассуждений о музыке. Фабио Мастранджело и преподаватель консерватории Виктор Высоцкий подобрали темы, которые могут быть интересны широкой аудитории. Например, это итальянская опера, которая завоевала высокое место в мировой музыкальной культуре; история русской оперы; опера и власть. Разговоры, размышления будут сопровождаться иллюстрацией. И Фабио, и Виктор - пианисты по первому образованию, поэтому, находясь дома, у инструмента, они сыграют фрагменты из тех произведений, которые будут упомянуты в дискуссии.

В этом году отмечается юбилей великого русского поэта, лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Ему исполнилось бы 80 лет. Наш большой друг артист Владимир Кошевой предложил провести в «Мюзик-Холле» в декабре литературно-музыкальный вечер памяти Бродского. У нас есть прекрасный опыт работы с литературным материалом - мы делали знаменитую музыкальную сюиту Грига «Пер Гюнт» с текстами Ибсена с Сати Спиваковой и Володей Кошевым. Теперь мы в прямом эфире предполагаем обсудить проект «Бродский» с Володей Кошевым, возможно, привлечь к разговору друзей Бродского. Володя почитает стихи, мы обсудим, какую музыку любил поэт, какая созвучна его поэзии, какая - времени, когда они созданы. Есть музыкальные произведения, написанные на стихи Бродского. Мы надеемся, что этот эфир привлечет любителей поэзии и музыки, интеллектуалов, как петербуржцев, так и людей, живущих в разных странах.

- А что будет с популярным фестивалем «Опера - всем»?

- Мы планируем обсудить подготовку к Санкт-Петербургскому международному фестивалю «Опера - всем» с Фабио, музыкальным руководителем фестиваля, с Виктором Высоцким, арт-директором фестиваля, и Юлией Гольцовой, художником-постановщиком. Мы очень надеемся, что он состоится, и просим город поддержать фестиваль, который является визитной карточкой Петербурга, самым знаменитым open-air города, масштабным летним событием! Фестиваль должен пройти в Петербурге в девятый раз. Мы перенесли его на август и надеемся, что эпидемическая угроза к лету пройдёт и город вернется к своей нормальной жизни.

В прямом эфире мы расскажем нашей публике, какие постановки состоятся в этом году, в каких локациях. Почему мы предлагаем именно эти названия («Волшебная флейта» Моцарта, «Монтекки и Капулетти» Беллини и другие), кого мы пригласили к сотрудничеству. Зрители впервые увидят «кухню» подготовки фестиваля. И, конечно, мы предложим музыкальные фрагменты из прошлых фестивалей, сделаем музыкальную иллюстрацию программы этого года.

К сожалению, Фабио не может провести репетицию со своими музыкантами в прямом эфире. Это будет профанация - оркестру не сыграть стройно и вместе. Но музыканту, чтобы быть в форме, нужно заниматься каждый день. Поэтому Фабио проведет «перекличку» с музыкантами оркестра, с артистами хора и солистами в прямом эфире. Технические возможности это позволяют: Фабио свяжется со всеми музыкантами одновременно, послушает, как они занимаются, даст наставления. У нас в оркестре молодые творческие люди, и я думаю, что тот, кто присоединится к нам в прямом эфире, получит удовольствие и здоровую порцию юмора.

Так что у нас много планов. Мы в строю, предлагаем зрителям интересные оригинальные программы в соответствии с обстановкой и требованиями времени.

- А как обстоят дела на родине Фабио Мастранджело?

- Фабио постоянно тревожится об Италии. Звонит своим родственникам, проверяет их самочувствие. Но, слава Богу, с его семьей все в порядке. И с мамой, и с сестрами. Сам Фабио находится в самоизоляции, дома, с детьми. Он как пианист много играет, слушает музыку, готовится к новым концертам.

Я вообще думаю, что все разумные люди проводят это время с пользой. И для саморазвития, и для осмысления каких-то важных вещей. И для того, чтобы обдумать планы на будущее и потом с новыми силами вернуться к своей работе. А наша работа состоит в том, чтобы радовать людей.

- Многие считают, что мир после пандемии должен измениться. Ваша точка зрения?

- Да, сейчас много рассуждений о том, что это – философская пауза. Действительно, сейчас все как-то немножко притормозили в своем беге и задумались. И, может быть, это именно тот момент, когда можно и нужно пересмотреть свое целеполагание, свои отношения с людьми. Вспомнить о том, что наивысшая ценность почти для каждого человека - это семья. Понять, какую ценность представляет для каждого из нас здоровье.
Конечно, ценность имеет все. И человеческое общение, и выход на улицу, и поход в театр или кино. Мы осознали, как, оказывается, много вещей, которые имели для нас большую ценность, а мы в суете не придавали этому значения. Еще мне кажется, что люди стали ближе друг другу.
С другой стороны, я вижу возможные негативные последствия этого периода. Сейчас люди довольно легко перешли в онлайн, когда любой спектакль или фильм можно посмотреть в Интернете. И вообще, оказалось, что развлечения можно получить, не выходя из дома, сидя на диване.

Мне будет жаль, если часть театральной публики как-то пересмотрит свои приоритеты. Нам не хотелось бы, чтобы зрители ушли в онлайн. Мы хотели бы, чтобы их жизнь была полной и насыщенной личными, яркими впечатлениями. Чтобы люди вернулись к своему привычному образу жизни, к тем обязанностям и, конечно, удовольствиям, которые у них есть. Живого общения ничто не заменит.

Закрыть