Петербургские театры продолжают работать, приспосабливаясь к карантину
В то время, как лучшие актеры мира до сих пор ищут ответ на извечный гамлетовский вопрос, быть или не быть, петербургские театры дают на него однозначный ответ: «Конечно, быть!» И доказывают: театры культурной столицы не просто существуют. Несмотря на трудности, а их немало, они продолжают радовать своим искусством многочисленных зрителей. Только сейчас – в режиме онлайн.
Театры готовят к показам лучшие спектакли из своих архивов, строят планы. Хотя трудностей и проблем у них не меньше, чем у представителей туриндустрии или гостиничного бизнеса. Вот только говорят они об этом реже.
Не до шуток
БДТ имени Г.А. Товстоногова настроен серьезно. И хотя впервые за всю историю сбор труппы прошел виртуально, да еще 1 апреля, его художественный руководитель Андрей Могучий объявил о начале нового этапа. Он сообщил, что намерен всерьез взяться за организацию жизни театра в виртуальном пространстве.
«Попробуем использовать во благо этот непростой период нашей жизни, извлечь из него максимальную художественную пользу», – предложил он.
По словам худрука, театр активно готовит новые проекты, выпуск которых должен состояться на специальном портале уже в ближайшее время. Он пообещал представить зрителям радиоспектакли, постановки, созданные специально для Интернета, стримы, онлайн-встречи с артистами, фотовыставки, проекты для детей, архивные спектакли Товстоногова и даже виртуальный буфет, где можно будет собираться вместе. Сейчас этот проект проходит апробацию и пока работает в тестовом режиме.
Но есть и планы офлайн. Готовится к постановке спектакль «Джульетта», рассказывающий о том, как молодая девушка, выпускница театрального института, впервые попадает в профессиональный театр. Главную роль в нем исполняет приглашенная актриса и певица Муся Тотибадзе. Постановка заинтриговывает уже тем, что «Джульетта» – первый спектакль, поставленный в России творческим тандемом – Тийтом Оясоо и Эне-Лийс Семпер, эстонскими режиссерами и художниками, участниками Венецианской биеннале и Авиньонского фестиваля. А еще интересно то, что автором музыки выступает Сергей Шнуров, лидер группы «Ленинград».
А на второй сцене (Каменноостровский театр) надеются дать премьеру первой репертуарной работы Яна Фабра в России – спектакль «Ночной писатель». Его предпремьерные показы еще до карантина могли видеть зрители Фанерного театра БДТ.
Исправить ошибки
Театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова уже показал на сайте «Петербургского дневника» свой знаменитый спектакль «Господа Г.», поставленный по роману Михаила Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
Это радостное для театралов событие заставило художественного руководителя театра Рудольфа Фурманова вспомнить о том, сколько замечательных спектаклей прошлого могли бы увидеть сегодняшние зрители, если бы в свое время их записали на пленку.
«Сейчас мы пытаемся исправить эти ошибки прошлого. И в той катастрофе, которая произошла в мире, считаем для себя самым важным показывать людям все наиболее интересное и яркое, что было создано театром. Нести добро, как говорил Николай Васильевич Гоголь», – обозначил задачу Рудольф Фурманов.
Показ «Господ Г.» он посвятил 95-летию великого артиста Иннокентия Смоктуновского, который на сцене МХТ имени А.П. Чехова виртуозно играл роль Иудушки Головлева.
В театре надеются, что после отмены карантина сумеют продолжить репетиции «Игроков» по Николаю Гоголю. Его ставит сын народного артиста СССР Юрия Яковлева Антон Яковлев – известный московский режиссер, который и здесь, и в столице поставил немало спектаклей. В Театре имени Андрея Миронова ему принадлежат две постановки. Это спектакль «Малые супружеские преступления» по Эрику-Эммануэлю Шмитту, вошедший в номинацию театральной премии «Золотой софит», и спектакль «Воительница» по Николаю Лескову. Сейчас репетиции «Игроков», в которых занята сильная актерская команда – Петр Семак, Сергей Барковский, Андрей Шимко, Николай Дик, Александр Большаков, Анатолий Горин, Ростислав Орел, Вадим Франчук, Александр Васильев и Елена Калинина, – пока приостановлены. Но создатели спектакля уверены, что жизнь не должна остановиться.
«Так что, когда минуют все напасти, мы продолжим работу. И надеемся, что в мае на сцене нашего театра состоится премьера «Игроков». Будем ждать к себе в гости зрителей. До встречи на спектаклях и всем здоровья!» – сказал Рудольф Фурманов.
Сакральный смысл
В Театре имени В.Ф. Комиссаржевской не намерены опускать руки и поддаваться эпидемии. Недавно здесь провели онлайн творческую встречу артистов с читателями библиотек Кировского района и открыли виртуальную выставку. Готовят новые акции и не оставляют планов по подготовке к показу на Большой сцене нового спектакля «Анна в тропиках» кубинско-американского драматурга Нило Крузо, который получил за это произведение Пулитцеровскую премию. Сценография знаменитого Эмиля Капелюша.
Действие происходит на маленькой семейной фабрике в Майами, где кубинцы-эмигранты вручную крутят сигары. А нанятый для их увеселения человек выбирает для чтения вслух «Анну Каренину» Льва Толстого, после чего жизнь всех героев резко меняется… Ставит спектакль режиссер Александр Баргман. «Эта пьеса имеет сакральные наполнения и смыслы, поэтому наш спектакль – своего рода притча», – поясняет он. Премьеру надеются представить во второй половине мая.
«Главное – хочется пожелать всем здоровья и скорейшего выхода из сложившейся в мире ситуации», – говорит художественный руководитель театра Виктор Новиков.
Детям скучно не будет
В театрах для детей уверены, что сейчас самое подходящее время для того, чтобы приобщить ребенка к миру искусства.
«Старайтесь вместе с детьми как можно больше смотреть спектаклей и фильмов, слушать концерты. Их в большом количестве можно найти в Интернете. И я уверен, что это поможет чуть легче преодолеть все трудности самоизоляции», – советует художественный руководитель Филармонии для детей и юношества Михаил Голиков. И подчеркивает: «Музыка обладает терапевтическим действием и оказывает самое позитивное влияние на психику ребенка».
Театр юного зрителя имени А.А. Брянцева делает ставку на онлайн-трансляции. Спектакли разных лет уже увидели тысячи зрителей не только в нашей стране, но и за рубежом.
«Обидно, что возникла пауза в жизнедеятельности театра. Поскольку удалось привлечь много интересных коллег», – говорит художественный руководитель проектов ТЮЗа Адольф Шапиро.
Он уверен, что в скором времени удастся продолжить репетиции и зрители смогут увидеть новые постановки. Это «Мещане» Максима Горького, спектакль по роману Виктора Пелевина «Омон», «Сказки Пушкина» и другие работы.
«Очень интересная идея постановки у Юрия Смекалова. И достигнута договоренность о работе в конце сезона у нас в ТЮЗе такого мастера, как Яна Тумина. Надеюсь, через некоторое время вернемся в театр», – делится Адольф Шапиро.
Не терять зрителя
Предполагается, что работа театров в онлайн-формате продолжится как минимум до 30 апреля этого года. А вот что будет дальше, сейчас не может предсказать никто.
«Мы разобщены. А профессия наша коллективная и не терпит разобщения. Давайте попробуем продолжить жить и работать, не терять друг друга, не терять зрителя. Давайте сыграем в эту игру», – предлагает Андрей Могучий.