Участок Шлиссельбургского шоссе, который КГИОП хочет взять под охрану, могут расширить
В конце марта этого года Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) сообщил, что планирует взять под охрану участок Шлиссельбургского шоссе в поселке Усть-Ижора Колпинского района Петербурга. Речь об участке между домами 169 и 251.
СОХРАНИЛСЯ ЛУЧШЕ
Такое решение приняла рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга. Специалисты посчитали, что замощенная булыжником дорога представляет собой историческую ценность. И не только она. Предметом охраны могут стать планировка и дома 1860-х годов постройки, которые расположены на участке.
Сейчас распоряжение о включении участка дороги и исторической рядовой застройки в перечень выявленных объектов культурного наследия проходит антикоррупционную экспертизу. Кроме того, до завтрашнего дня еще можно подать замечания на проект распоряжения.
Правда, решением членов рабочей группы остались недовольны градозащитники. По их мнению, включить один участок в перечень выявленных объектов культурного наследия недостаточно. Еще в феврале активисты обратились в КГИОП с заявлением о признании всего Шлиссельбургского тракта памятником культурного наследия.
«По итогу комитет решил обойтись незначительным расширением уже имеющегося в Усть-Ижоре достопримечательного места: «Место битвы войск Александра Невского со шведами в 1240 году». В сложившейся ситуации это ставит остальную часть тракта под угрозу уничтожения», – говорится в посте группы ВООПИиК в социальной сети «ВКонтакте».
В КГИОП отметили, что для включения в реестр выявленных объектов культурного наследия выбран наиболее сохранившийся участок Шлиссельбургского тракта.
«При этом определение границ этого объекта – задача будущей историко-культурной экспертизы. Экспертиза вправе установить те границы,
которым эксперт найдет весомое обоснование», – отметили в ведомстве.
В то же время, добавили в комитете, участки с сохранившимся булыжником от дома 233 до дома 325 по Шлиссельбургскому шоссе находятся в охранной зоне, что не дает развязать руки, например, дорожным рабочим в случае ремонта этих участков дороги.
РАБОТЫ ПРИОСТАНОВЛЕНЫ
К слову, в ближайшее время Шлиссельбургское шоссе должны начать реконструировать. Дорога на протяжении нескольких лет находится в аварийном состоянии, местами можно обнаружить выбоины и просадки.
Предполагается, что рабочие заменят дорожное полотно, сделают тротуары, займутся берегоукреплением на участке от Петрозаводского шоссе до улицы Пролетарской победы. Еще в 2014 году КГИОП согласовал проектную документацию на капитальный ремонт этого участка. Проект также предполагает реставрацию исторического булыжного мощения, как того требуют зоны охраны.
«Дорожно-ремонтные работы пришлось приостановить из-за отсутствия разрешения компании «ПетербургГаз» на производство работ в охранной зоне газопровода. Необходимая документация направлена на согласование собственнику сетей», – уточнили в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.
Отметим, что работы по укреплению береговой линии также приостановлены. Вернуться к ним планируется после согласования проектной документации с КГИОП. К слову, ее направят в ведомство уже на этой неделе.
Справка:
Шлиссельбургский тракт проложен в первой половине XVIII века как часть почтовой дороги из Петербурга через Шлиссельбург в Архангельск. На территории Усть-Ижоры расположен наиболее хорошо сохранившийся отрезок исторической трассы, имеющий на большом протяжении историческое булыжное мощение.
Что касается исторической рядовой застройки, то на территории в основном сохранились двухэтажные дома, построенные в период с 30-х годов XIX века по начало XX века. В их числе выявленные объекты культурного наследия: «Дом Р. Малоземова», «Здание волостного управления», «Жилой дом» на Шлиссельбургском шоссе, 189, «Жилой дом» по Шлиссельбургскому шоссе, 191, «Здание начальных училищ», «Дом Захаровых» на Шлиссельбургском шоссе, 81, и многие другие.