Яндекс.Метрика
  • Анастасия Бирюкова

Родители учатся вместе с детьми: как прошел первый день онлайн-обучения в Петербурге

Педагоги уверяют, что через пару дней механизм отладится
Фото: Александр Глуз/ «Петербургский дневник»

Вчера петербургские школы перешли на дистанционное обучение. Ожидаемо, без трудностей не обошлось – из-за массового наплыва пользователей с перебоями работали федеральные порталы для обучения. Психологи и педагоги сходятся во мнении: сейчас не время нагнетать, а чтобы система заработала, ей нужно дать пару дней.

Учимся всей семьей 

Петербурженка Светлана весь вчерашний день провела рядом с сыном-третьеклассником. Он учится в 510-й школе Московского района. Вместе они делали как классные задания, так и домашнюю работу. По словам Светланы, в начальной школе большая нагрузка ложится именно на плечи родителей – постоянный контроль выполнения заданий. О том, как организована онлайн-учеба в классе ее сына, она рассказала «ПД». 

Занятия начинаются в 9 утра, пять уроков длятся почти до 14 часов. Они дублируют расписание, но сколько конкретно времени ребенок тратит на тот или иной предмет, классный руководитель не отслеживает. Вечером педагог должен получить отчет о проделанной работе – работу на уроках и домашнее задание.

«По английскому языку мы работаем через группу во «ВКонтакте». Мы должны быть рядом с телефоном в то время, когда у нас по расписанию стоит язык. Записываем голосовые сообщения для аудирования – то, что необходимо прочитать к уроку. Физкультура проходит в форме фото- и видеоотчетов, для занятий была создана группа во «ВКонтакте». Русский, математика и чтение проходят в режиме отчета о проделанной работе в виде фотографий».

Первые дни онлайн-школы Светлана и дальше будет рядом с сыном – переходить по ссылкам в Сети, смотреть обучающие ролики на YouTube. По ее словам, ребенку в одиночку просто сложно будет разобраться в обилии заданий.
Несмотря на сложности, родители настроены оптимистично: шутят, что скоро появится группа «Столовая», где они расскажут, чем кормили детей в обед.

Жительница Северной столицы Ольга отметила в беседе с «ПД», что вчера в расписании ее сына было пока только два предмета. Задания педагоги отправляют на почту, есть группа во «ВКонтакте», куда приходит вся оперативная информация. Учитель истории и по совместительству классный руководитель организовал дополнительную группу в соцсети для изучения своего предмета.

«Сложно, поскольку все на разных сайтах – «Учи.ру», «ЯКласс» и сайт школы с тестами и ссылками. Например, задания по английскому языку сбрасывают на почту. Вчера целый день рядом с сыном просидели, не все, конечно, успели. Сегодня будем дальше разбираться».

О том, как будут проходить уроки физкультуры в их школе, информации пока нет. «Но есть информация об уроках информатики. Нужно пройти очень сложные тесты, я даже не уверена, что они такое изучали», – отмечает родительница.

Родитель в роли учителя 

Председатель Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаил Богданов полагает, что учеба на карантине во многом касается и самих родителей – в отличие от детей у большинства из них онлайн-уроков никогда и не было.
«Все, что называется, стоят на ушах – и учителя, и родители. А у мам и пап вообще отдельная история. На них дополнительно наваливается функция педагога, к которой они должны быть готовы. Понимаете, одно дело, когда ты только проверяешь и доверяешь весь учебный процесс учителю, и другое – когда тебе надо все объяснять ребенку самому. Это испытание для многих родителей», – полагает Михаил Богданов.

По его мнению, адаптация не займет много времени, но чтобы учить детей эффективно,  нужны системные занятия в новом формате. «Например, ребенок учится в 8 классе. Среди его предметов – химия, физика, которые я учил 20 лет назад. Вместе с ним мне самому приходится их осваивать, потом ему объяснить, а это уже двойная работа».

Богданов советует взять родителям тайм-аут и не спешить, не наседать ни на ребенка, ни на учителей. «Два-три дня адаптации пройдут, нужно подождать, когда наладится связь, в этом заинтересованы и учителя, и город». 

Оттягивать ЕГЭ не получится 

«Учитель года»-2017 Илья Демаков подтвердил в беседе с «ПД», что преподавательское сообщество Петербурга к первым трудностям онлайн-формата было готово. Он напоминает, что спешка будет лишней, тем более онлайн-обучение дает больше времени для обратной связи.

«Первый день ожидаемо показал некоторые трудности, которые, прежде всего, связаны с нагрузкой на сети и серверы. Понятно, что попытки массового обращения к большим порталам дистанционного образования были затруднены. Это означает, что доступ к ним люди получили, но не всегда в момент занятия по расписанию, а вечером. Это не криминал, дистанционный формат на то и настроен, что у нас появляется чуть больше времени для обратной связи, а не мгновенно в рамках 45 минут».

Как отмечает педагог, в первые дни горожане, условно говоря, находятся на «берегу обучения»: полностью в этот формат еще никто не погрузился. Пока этот момент не наступит, педагогам, школьникам и родителям нужно договориться о правилах коммуникации. «Нужно строго и ясно оговорить с родителями, с учителями и обучающимися, какими средствами коммуникации мы пользуемся и в какое время мы это делаем. И пользоваться только ими».

Отдельный вопрос – чего стоит ждать выпускникам этого года? Как онлайн-процесс отразится на сдаче ЕГЭ? По словам Ильи Демакова, апрель – это время, когда колесо подготовки уже вовсю запущено. Если экзамены сместят на несколько дней в рамках июня, а именно в этом месяце школьники пишут ЕГЭ основной волны, ничего страшного не произойдёт. Другое дело, что оттягивать экзамены еще дальше не получится – впереди приемная комиссия в вузы, у которых свое расписание.
«Понятно, что подготовка к ЕГЭ началась не в конце марта, а с начала учебного года. Ко времени, когда мы перешли на дистант, мы все равно находимся на финальной стадии. Переход от живой встречи с учителем к дистанционной встрече большого урона не принесет», – полагает педагог.

Комитет по образованию разъясняет 

По данным петербургского Комитета по образованию, технических сбоев в работе городского портала дистанционного обучения за вчера и сегодня не зафиксировано. «Работоспособность портала совместными усилиями обеспечивают Комитет по образованию, Комитет по информатизации и связи и Городской центр оценки качества образования и информационных технологий», – рассказали «ПД» в комитете.

Совет психолога

Психолог Оксана Миропольская рассказала «Петербургскому дневнику», что вчера вечером получила первые расстроенные отзывы от родителей. Она дала несколько советов, как вести себя родителям в период карантина.

«Интернет зависает, и это вызывает злость и тревогу. Здесь, конечно, главная задача – всем нам понять, что мы находимся в одинаковой ситуации. Если ребенок сегодня не сделает домашнее задание, поверьте, ничего страшного не будет. Родители бедные, которые хватаются за голову и говорят, что им приходится делать домашнее задание с ребенком, расслабьтесь! Сейчас надо выдохнуть и перевести жизнь в режим энергосбережения», – отмечает она.