Яндекс.Метрика
  • Артемий Аграфенин

Как снимали фильм «Семь невест ефрейтора Збруева»

Пятьдесят лет назад на экраны вышла комедия режиссера Виталия Мельникова, которая сразу же стала хитом и до сих пор не утратила очарования

Все началось с того, что режиссер Виталий Мельников вместе со сценаристом Владимиром Валуцким решили написать комедию. Это была их вторая совместная работа. Сам режиссер впоследствии вспоминал, что и сценарий они писали, постоянно перешучиваясь, и снимали весело: на съемочной площадке придумывали частушки, которые тут же исполняли в кадре.

КАК ПОДБИРАЛИ АКТЕРОВ

Сценарий создали быстро. По сюжету, фотография ефрейтора Кости Збруева попала на обложку журнала «Умелый воин», и это стало его звездным часом. Девушки со всей огромной страны засыпали его письмами. Пришло время демобилизации, и Костя отправился выбирать себе невесту. 

На главную роль предполагалось взять Семена Морозова. Собственно, для него эту роль и придумали. Кстати, изначально Морозов рассматривался на главную роль в другом фильме Мельникова – «Начальник Чукотки» (в итоге выбор остановили на Михаиле Кононове).

Потом начались поиски невест-исполнительниц. Перед режиссером проходили десятки претенденток.

«Однажды в череде предполагаемых невест ко мне пришла молоденькая выпускница ВГИКа и по ходу разговора принялась расхваливать своих однокурсниц. Обычно в таких случаях соперниц элегантно топят, а эта все делала наоборот. Потом Елена Соловей замечательно сыграла в «Семи невестах» зануду-медсестру. Ее сразу же заметили, и началась череда ролей, пришла известность, слава», – рассказывает Виталий Мельников. 

В итоге был собран прекрасный актерский состав. Из известных актрис пригласили Наталью Варлей, уже снявшуюся у Гайдая. Также были приглашены Василий Меркурьев и Леонид Куравлев.

ПРИДУМЫВАЛ МИЗАНСЦЕНЫ

Работа на «Семи невестах» шла удивительно легко и плодотворно. Параллельно с основными актерскими сценами дополнительная группа снимала переезды Збруева от невес­ты к невесте. Различные пейзажи и путевые сценки снимались в южных, северных и западных краях.

Василий Меркурьев во время работы был уже пожилым человеком и в силу возраста иногда забывал свой текст. В помощь ему на расположенных за камерой плакатах и на листках бумаги в укромных уголках декорации крупными буквами были написаны его реплики. Меркурьев, готовясь к съемкам в том или ином эпизоде, по словам Виталия Мельникова, «изобразительно придумывал себе мизансцены и, передвигаясь от шпаргалки к шпаргалке, произносил без запинки длиннющие тексты».

ПЯТЬ ИЗ СЕМИ

Стоит отметить, что в фильме зрители видят только пять невест из семи. Со своей первой невестой Оксаной Збруев так и не встретился: в поезде он попросил проводницу (Ирина Куберская) научить его танцевать шейк и, увлекшись процессом, проехал нужную станцию. И с последней невестой – Марией – Костя тоже не увиделся. Вместо девушки письма Збруеву писал Лукьянов Василий Васильевич – заведующий факторией (Василий Меркурьев). В письме он послал ефрейтору фотографию портрета из Эрмитажа.

«На премьере я предупредил собравшихся, что им предстоит посмотреть лучшую комедию года. Публике не понравилась моя самонадеянность. Тогда я предложил считать картину также и худшей комедией года, потому что в 1972 году наша картина была единственной кинокомедией», – рассказывал Виталий Мельников.

Фильм должен был закончиться тем, что слишком привередливый Збруев, выбирая из семи невест, остался итоге у разбитого корыта. Но тут восстала цензура! Как же так: отличник боевой и политической – и без невесты?! В итоге Виталию Мельникову уже по окончании съемок пришлось вставить дополнительный эпизод-постскриптум, в котором говорится, что ефрейтор Збруев нашел‑таки свою суженую.

Закрыть