Яндекс.Метрика
  • Владислав Вовк

Как «локомотив истории» Владимир Ленин два паровоза спас

22 апреля 2020 года исполнится 150 лет со дня рождения Ленина. В Петербурге сохранились два паровоза, которые связаны с его именем. На одном из них он уехал в Финляндию, а другой локомотив помогал перевезти правительство страны из Петрограда в Москву
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Первый паровоз курсировал по Финляндской железной дороге, которая, как и Ленин, отмечает в этом году 150-летний юбилей (11 сентября).

Воспользовался связями

Отметим, что запуск линии, соединившей столицу Российской империи и Великого княжества Финляндского, стал одним из значительных исторических событий XIX века.

И дело не только в обоюдной экономической выгоде. России наличие такой железнодорожной ветки позволяло глубже интегрировать в свое общественно-политическое пространство свободолюбивую северную окраину. Также появлялась возможность оперативно перебрасывать войска в северном направлении в случае войны.

Поэтому большую часть финансирования работ взяла на себя Россия, предоставившая Финляндии крупный кредит. Трудились на строительстве дороги тоже в подавляющем большинстве финны, да и обслуживали ветку после ее запуска в основном подданные Великого княжества.

Так что в «бунташном» 1917 году у Ульянова-Ленина, имевшего связи среди революционно настроенных финляндцев, были неплохие возможности воспользоваться в своих конспирологических целях услугами этой железной дороги.

Перевели на уголь

Своеобразным железным «соратником» в этом деле стал локомотив серии Н2-293, на котором будущий глава Страны Советов в качестве кочегара уехал в Финляндию, скрываясь от правосудия. И который привез его обратно осенью того же года.

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Дальнейшие извивы российской истории хорошо известны, а вот с биографией паровоза знакомы не все. 

Этот пассажирский локомотив был выпущен в 1900 году в Америке, его приобрели для Финляндской железной дороги. Для того времени он считался хорошей и работящей «лошадкой». В качестве топлива использовались дрова. 

После октября 1917 года локомотив остался в Петрограде, где продолжал трудиться. Причем настолько ударно, что в 1920 году попал в железнодорожную катастрофу, после которой его уже собирались отправить на кладбище паровозов. Однако он все-таки был отремонтирован и вновь отправлен на работу без скидок на его «революционные» заслуги. 

Позднее на Финляндском участке стали использоваться локомотивы русских серий, а многие финляндские машины были отставлены от работы. В середине 1920-х годов паровоз Н2-293 вместе с несколькими другими локомотивами был продан обратно в Финляндию. Так Н2-293 оказался по другую сторону границы. 

Там его тоже продолжали эксплуатировать и даже подвергли модернизации, переведя на уголь. И он мирно закончил бы свой положенный век, попав в металлолом, если бы в СССР не подоспели 40-я годовщина Октябрьской революции и визит Никиты Хрущева в Финляндию. 

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

К этой дате правительство Финляндии решило сделать Стране Советов презент, подарив паровоз, помнивший Ленина. И в 1957 году локомотив прибыл теперь уже в Ленинград, причем своим ходом. Здесь его подкрасили, подчистили и поставили в качестве экспоната в… Нейшлотском переулке. Через несколько лет, в 1964 году, на Финляндском вокзале был построен застекленный павильон, в котором паровоз стоит до сих пор. 

Кстати, легенда перестроечного времени, гласящая, что финны ради меркантильной дружбы с СССР отдали нам первый попавшийся локомотив этой серии, не находит подтверждения. 

С чужими номерами 

Справедливости ради стоит сказать, что в Петербурге есть еще один удивительный паровоз-раритет, спасение которого стало возможным тоже исключительно благодаря имени Ленина. Речь идет о скоростном пассажирском локомотиве С под номером 68, который сейчас находится в экспозиции Музея железных дорог России. 

Этот паровоз был выпущен в 1913 году на Невском заводе в Санкт-Петербурге и на нынешний день является единственным сохранившимся паровозом этой серии. Его история не менее увлекательна, чем биография революционного подпольщика. 

А началось все 10 марта 1918 года, когда правительство во главе с Лениным отбыло из Петрограда в Москву. Кстати, чтобы провести это в полной тайне от населения, поезд отправился не из центра города, а с платформы «Цветочная» (небольшое здание вокзала, ставшее свидетелем той эвакуации, цело до сих пор). При этом правительственный поезд по тяговым плечам от Петрограда до Москвы последовательно вели четыре паровоза. Скорее всего, все они были той самой серии С, так как могли развивать скорость до 125 км/ч, но почему-то только об одном из них сохранились точные сведения: его номер – 245.

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Прошло почти 60 лет, и в середине 1970-х любители-энтузиасты, интересующиеся историей российских железных дорог, случайно обнаружили, что на одном из московских заводов железобетонных изделий в качестве котельной используется локомотив С под номером 68. 

«В стране начали тогда наконец понимать, что паровозы представляют собой интересные образцы техники и выдающейся инженерной мысли, – говорит инженер I категории Музея железных дорог России Юрий Ильин. – Дореволюционных машин уже в то время сохранились считанные единицы, а тут красавец С, хоть и в совершенно плачевном состоянии. Энтузиасты стали через Министерство путей сообщения пробивать возможность спасти этот редчайший экземпляр. И тогда кто-то из чиновников министерства решил: «А давайте ему присвоим тот самый легендарный номер 245 из «ленинского» состава. Серия-то ведь такая же!»

Это способствовало довольно быстрой реставрации уникального локомотива. В стране это был первый опыт комплексного и качественного восстановления такой техники, который задал профессиональную планку для работ подобного профиля на все последующие годы. 

И в 1983-м изящный локомотив с летящим силуэтом воскрес из пепла, как птица феникс.

Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

Но приключения его на этом не закончились. 

«Сначала паровоз хотели поставить на Ленинградском вокзале в Москве, – рассказывает Юрий Ильин. – Но долго не могли определиться с конкретным местом установки в пределах станции. А затем настали перестроечные времена и интерес к ленинской теме пропал. Тогда же, кстати, был утрачен дореволюционный салон-вагон, попавший в Москву из Мурманска, который должен был идти с ним в паре. Потом паровоз был передан для создававшейся экспозиции железнодорожной техники в Щербинке, однако она так и не открылась. И, наконец, в 1997 году его передали в наш музей. Вот тогда-то ему и вернули его подлинный номер 68». 

На заметку 

Расхожее словосочетание «локомотив истории» принадлежит перу Карла Маркса. Немецкий философ и общественный деятель подразумевал под этим выражением революцию. Ну а с именем крупного теоретика марксизма Владимира Ленина этот термин прочно связал американский журналист и писатель Джон Рид. 

Цифры 

80 км/ч – конструкторская скорость паровоза Н2, который находится на территории Финляндского вокзала.

1300 л.с. – такова мощность С68, одного из самых распространенных пассажирских паровозов дореволюционной постройки.