Яндекс.Метрика
  • Игорь Гурфинкель

Александр Зыбин: «Таких людей, как Харламов, сейчас просто нет»

Главный тренер женской команды «Динамо Санкт-Петербург» Александр Зыбин рассказал «ПД» о том, можно ли понять психологию своих подопечных, как СКА «уничтожали» в Тольятти и чего ждать от восходящих звезд петербургского клуба

НЕ МОГУ ПОНЯТЬ ЖЕНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ДО КОНЦА 

– Александр Викторович, как оцениваете прошедший сезон, в котором «Динамо» финишировало в чемпионате Женской хоккейной лиги на седьмом месте? 

– Есть и негативные чувства, есть и позитивные. Так же, как и объективные причины нашего выступления. После предыдущего «серебряного» сезона у нас возникли проблемы с составом, влились молодые девочки – 2003, 2004 годов рождения. Кто-то закончил, кого-то поменял клуб. Усиления мы особого не получили – одной командой играем практически четвертый год. Из-за травм в начале сезона выбыло несколько ведущих игроков. Сзади были проблемы, действовали в три защитника, молодые нападающие... Не могу сказать, что откровенно провалились. В некоторых матчах не хватило опыта, в некоторых – «физики». Но несмотря на сложности, все равно выходили, бились, но много очков потеряли дома.

– Вы четвертый год работаете с хоккеистками. Удалось понять женскую психологию? 

– Скажу честно, не до конца. Работа с женщинами и мужчинами – сильно отличается… Кто-то из моих подопечных понимает тренера с полуслова, а кто-то вообще нет. Или неправильно воспринимает мои слова.

– Девушки вообще знают, кто такой Александр Зыбин, какие у него титулы? 

– Думаю, большинство знают. Ведь заходят в Интернет, а в Сети все написано. Правда, сам об этом не спрашивал. Но если что-то исполняю на льду, значит, что-то умею. У меня внук с 5 лет занимается хоккеем, и замечаю, что в их команде тренер не может показать тот или иной прием. Что это за специалист?

СТАЛ ДЯДЬКОЙ-НАСТАВНИКОМ ДЛЯ ГОРОВИКОВА 

– СКА 1990-х годов, где провели три сезона, часто вспоминаете? 

– Да. Тем более постоянно встречаю тех, кто работал в клубе в те годы. Техники, администраторы, врачи… Вспоминаем многие истории. Как, например, после 11 побед подряд мы проиграли «Крыльям» в Москве 1:8 или 1:7. Борис Петрович Михайлов, который тогда тренировал команду, попросил лед не заливать и еще полчаса нас гонял. Хорошее время.

– Молодость? 

– Не совсем. Я приезжал сюда уже после выступлений в Европе. Мне было 33, когда первый раз оказался в СКА. Потом еще два сезона провел. Когда в ЦСКА заканчивал – мне было уже под 40. Перед возвращением в московский клуб президент петербуржцев клуба Борис Винокуров говорил: «Александр Викторович, куда вы едете»? А Михайлов сказал: «Ну, что, домой поедем»? «Да, поедем», – ответил. Как раз тогда пришло известие о трагедии с главным спонсором петербургского клуба Николаем Никитином (бизнесмен стал жертвой заказного убийства — Прим. Ред.). Сейчас, конечно, все изменилось. СКА – сейчас один из лидеров КХЛ, а тогда у клуба не было таких возможностей.

– Как вообще Михайлов вас вытащил в СКА в 1990-е? Тогда все хоккеисты «валили» из страны на заработки, а вы, наоборот, вернулись. 

– Я приехал из Германии, и у меня было три предложения. Одно из них очень хорошее – из ЦСКА, когда они еще «Пингвинами» назывались. Как раз Алексей Касатонов вернулся из Америки. Просил вернуться генеральный директор Валерий Гущин, вел переговоры. Но я почему-то не пошел. В московское «Динамо» приглашали. Но с Борисом Петровичем я работал, был в хороших отношениях и поехал в Петербург.

– Вы с Борисом Петровичем Михайловым еще успели поиграть в ЦСКА, а потом выходили на лед уже в СКА в конце 1990-х с его младшим сыном – Егором. 

– Жил тогда на базе СКА, на Звенигородской, – квартиру не снимал. И со мной в гостинице – Горовиков. Я с Костей все время занимался. Потом Михайлову пришла идея создать тройку, где я буду дядькой-наставником, а вместе со мной: Горовиков в центре, Егор – справа. Горовикова после этого сезона начали в сборную привлекать. А Егор 17 голов забил – лучший результат в карьере. Больше таких показателей достичь не смог.

ПОСЛЕ «БЕСПРЕДЕЛА» В ТОЛЬЯТТИ МИХАЙЛОВ УВЕЛ КОМАНДУ СО ЛЬДА 

– Не было, наверное, у Егора Михайлова больше такого партнера за карьеру. 

– Может быть…

– Как-то, когда вы играли за СКА, Борис Михайлов в полуфинале плей-офф 1992/93 против «Лады» в Тольятти отказался продолжать игру – большой скандал был? 

– Только когда работал тренером в «Сибири» с Сергеем Николаевым, я узнал всю правду, и для меня был шок. Вы знаете, гол какой тогда засчитали? Третий матч в серии, счет в серии 1:1 и 1:1 – в матче. Судья стоит на красной линии. Нападающий «Лады» с правой стороны идет, наш защитник чуть наперевес, на полметра сзади. Форвард режет угол, наш игрок падает ему в ноги на «усах» с правой стороны. И они вдвоем летят в ворота с вратарем, но арбитр засчитывает гол. Беспредел!

– Михайлов сразу увел команду? 

– Да, 17 минут сидели в раздевалке. Но потом кто-то позвонил, сказал, что какой-то штраф выпишут. Надо было выходить. «Лада», в итоге, победила. Судил, кстати, Федосеев из Новосибирска.

– Кого их хоккеистов-друзей, которые ушли из жизни, вам сейчас больше всего не хватает? 

– Многих. Назову хотя бы Валерия Харламова. Это был человек… Таких сейчас нет. Могу просто один пример привести. Меня только пригласили в «основу». Бежим кросс в межсезонье. Начал на меня орать один из ветеранов, великий хоккеист. А Харламов говорит ему: «Слышь, ты, если не можешь – не беги! А ему надо доказывать, добывать место в составе. Не кричи на него»! И все - вопрос закрылся.

– Удивительно! 

– Или партнер Харламова по звену Владимир Петров. Приехали мы на турнир «Советского Спорта» в Ленинград. Нас с Геной Курдиным поставили в тройку с ним. Владимир Владимирович спокойно сказал: «Ты здесь, ты – здесь, а шайба просто должна дойти до меня, и – все!» Спокойно так, без всякого крика. И получалось прекрасно, а Петров стал лучшим бомбардиром, забросив 13 шайб…. Да, многих не хватает сейчас. Володя Крутов рано ушел. А мы вместе с ним играли с ранних лет – воспитанники школы ЦСКА.

– Вы тогда видели ситуацию изнутри, действительно на Харламова подействовало отстранение от сборной перед «Кубком Канады» в 1981 году? 

– По крайней мере, это отстранение мне непонятно. В Италии на Кубке европейских чемпионов Валерий был лучшим. И вдруг он не едет в Канаду. Не знаю, как можно было взять вместо него Светлова?! И кто это принял решение? У меня есть только догадки. Возможно, хотели пойти на омоложение состава сборной. Конечно, такими легендами управлять тяжело.

ЕСЛИ БЫ НЕ ВЫДЕРНУЛ МОРОЗОВА И МАРЧЕНКО, МОЖЕТ ИХ ДО СИХ ПОР НИКТО И НЕ ЗНАЛ БЫ 

– Вы ведь успели с юниорской сборной России поработать – в 2017 году. 

– Да, хотя только восемь месяцев. Только понял, кого надо брать, кого – нет… Если бы работал с ними года три – с меня можно было спросить. На юниорский чемпионат мира в Челябинске ведь не приехали главные люди, которые могли решить – Свечников, Хованов и Денисенко…

– В этой же команде, начинали играть хоккеисты и нынешней молодежной тройки СКА, в которой Кирилл Марченко, Иван Морозов и Василий Подколзин, о них много разговоров в нынешнем сезоне.

– Да. Если бы не «выдернул» того же Морозова и Марченко, лично бы не поехал посмотреть на них и на чемпионат России среди молодежных команд в Ханты-Мансийск, то, возможно, этих ребят никто сейчас и не знал. А сейчас они играют в ведущих клубах КХЛ. Так же, как и внук Билялетдинова – Романов. Плюс, все они оказались задрафтованы хорошими командами НХЛ.

– Получается, вы их всех открыли? 

– Получается, что да. Пришлось отсмотреть много игроков, достаточно талантливых, но все равно в заявку входит только 22 человека. Повторю, восемь месяцев – мало для построения команды. На чемпионате мира мы неплохо играли. Но попали на американцев, гол в большинстве обидный пропустили, потом сломанная клюшка при игре «6 на 4» – это уже все стечение обстоятельств.

– Плюс у нас не было ведущего звена Свечников – Хованов – Денисенко.

–– Да, другой результат мог быть. Но что есть, то есть. С другой стороны, в этот же год первая сборная со всеми звездами вылетает в четвертьфинале чемпионата мира, и главный тренер продолжает работать. Я имею в виду Илью Воробьева.

– До нынешней молодежи тяжелее достучаться? Они уже испорчены большими деньгами, контрактами? 

– У меня таких проблем не возникало. Было другое – они иногда заигрывались, забывали про оборону – лишь бы показать себя в атаке, перед скаутами, а сзади – защитники и вратарь сами справятся. Еще ребячество. А сейчас в рамки их поставили – стали сзади отрабатывать. Ведь уже другие деньги, другая команда, другие задачи – если хочешь остаться в большом хоккее – будешь выполнять. А жить хочется хорошо! Лучше в Петербурге и СКА, чем в «Югре»!

– Какой все-таки потенциал у этой молодежной тройки СКА? 

– Хороший: и у Марченко, и у Морозова, и Подколзина. Он тоже играл у меня в сборной. Все они талантливые хоккеисты! Есть и сыгранность в их звене, ведь второй сезон ребята выходят на лед вместе. Что касается их карьеры в НХЛ, многое будет зависеть от того, с какими партнерами придется выступать в заокеанских клубах.

Закрыть