Яндекс.Метрика
  • Марина Бойцова

Ученый: «Когда эпидемия закончится, все будут мыть руки и открывать двери локтем»

Почему увеличивается статистика заболеваемости ОРВИ и чем опасна позиция Швеции, отказавшейся вводить жесткий карантин
Ученый: «Когда эпидемия закончится, все будут мыть руки и открывать двери локтем» Фото: «Петербургский дневник»

Старший научный сотрудник лаборатории испытаний новых средств защиты от вирусных инфекций ФГБУ НИИ гриппа Минздрава России, кандидат медицинских наук Игорь Никоноров считает, что эпидемия COVID-19 многому научит и организаторов здравоохранения, и обычных граждан.

- Игорь Юрьевич, Швеция – единственная страна Европы, которая не стала вводить жесткие меры сдерживания, у них только ограничены массовые собрания с 500 до 50 человек. При этом число заразившихся коронавирусом, по данным Svenska Dagbladet, в Швеции достигло 5466, скончались 282 человека. Как вы объясните такую позицию?

- Я бы сравнил ее с позицией антипрививочников, которые рассуждают примерно так: зачем мне прививаться, если все во всех коллективах уже с прививками? Вы привились, не заболеете – а поскольку вокруг все не заболеют, то и я не заболею. Зачем мне страдать, я лучше пережду. Все страны бегают, различные меры предпринимают, а мы переждем. Англия тоже пыталась избрать такую позицию, но у них не получилось.

- Чему нас должна научить эпидемия?

- Вот я сейчас сижу и разбираю запросы журналистов. О том, что бананы могут быть зараженными или что двери в супермаркет надо открывать локтем, а не рукой. Я, конечно, понимаю обеспокоенность, но двери в супермаркеты у нас либо раздвижные, либо открываются, извините, наружу. Мне кажется, что когда эпидемия закончится, все хотя бы научатся мыть руки и открывать двери локтем. Что тоже неплохо.

- Институт гриппа ведет статистику заболеваемости по гриппу и ОРВИ. Какова она?

- Выявляемость ОРВИ, конечно, будет, и показатели увеличиваются. Но это объяснимо. Нам же сказали: в случае чего сразу же обращайтесь к врачу. Вот люди и обращаются. Раньше человек шел на работу с легким ринитом, а сейчас вызывает врача. Поэтому статистически прошедшая неделя была выше. По этой неделе данных еще нет.

- Татьяна Голикова заявила, что было проведено исследование на выявление антител к коронавирусу. Было рассмотрено 226 образцов сыворотки крови от людей из различных коллективов. Из этого круга людей в 226 человек было выявлено 11 человек, переболевших и имеющих антитела к COVID-19. Это означает, что около 5-7% людей имеют антитела к этому вирусу?

- Я сам не видел этих данных, но, как только появятся серологические тесты (а они должны появиться в середине апреля, их должны привезти, чтобы делать ферментный анализ), мы получим более точные данные. Экспресс-тестам меньше доверия, а эти серологические тесты дают возможность проверить по антителам, и уже на основе этого четко сказать, есть или нет иммунитет.

Что бы вы как доктор сейчас изменили в системе ограничительных мероприятий?

- Это не ко мне вопрос, а к эпидемиологам, может быть, к военным эпидемиологам, они традиционно сильны. Поэтому могу высказать только сугубо свое личное мнение. Можно, например, перед входом в магазины раздавать людям маски, потому что люди все равно будут ходить в магазины. Всегда в советские времена в поликлиниках был вход только через бокс. В регистратуру нельзя было попасть, минуя его. Я думаю, что сейчас, когда это все закончится, все это будет возвращаться. Это не такие большие деньги, это, прежде всего, организационные моменты, которые обязательно надо учитывать.

Более грамотно к сдаче анализов будут подходить. Вот вы мне рассказали, что где-то пациентов без анализа на коронавирус не госпитализируют в онкодиспансеры. Но это же удивительно – почему онкология сама не может делать эти анализы у себя? Это на сегодняшний день простейшая система ПЦР (полимеразно-цепная реакция), которая есть в любой бактериологической лаборатории. Опять же чисто организационный момент. Кто-то должен потом поднять и решать все скользкие вопросы.