Как таксисты помогают в борьбе с эпидемией коронавируса
Проект «Помощь рядом», реализуемый компанией «Яндекс», пока не добрался до Петербурга. С 26 марта он работает в Москве и Казани. Такси от агрегатора развозят врачей и медсестер, доставляют лекарства, реактивы и тесты на COVID-19. Платят им не доктора, а сама компания, которая заложила в бюджет проекта 250 миллионов рублей.
Всего на борьбу с инфекцией в Казани и Москве будут ориентировано около тысячи машин. Весь транспорт, задействованный в проекте, планируется регулярно дезинфицировать, а водителей – дополнительно обследовать. На закупку антисептиков для таксопарков компания направила 600 миллионов рублей.
В поисках партнеров
Для врачей, желающих воспользоваться услугой, алгоритм простой. Нужно заполнить заявку – имя, должность, название медучреждения – и сформулировать, где какая помощь требуется – разовая или регулярная. Дальше с этим доктором свяжутся и обговорят режим помощи.
Генеральный директор ГК «Яндекс» Аркадий Волож заявил, что поддержка других работников – курьеров и водителей – в эти дни имеет такое же социальное значение, как и поддержка врачей, и призвал другие агрегаторы и транспортные компании последовать их примеру. Он также отметил, что логисты компании в предчувствии всеобщего карантина начали разработку проекта «Помощь рядом» еще в первой половине марта – и трудились над ней две недели.
Реализация аналогичного проекта в Северной столице пока только в планах. Однако, как рассказала «Петербургскому дневнику» пресс-секретарь «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова, начиная с 31 марта компания запустила в своем приложении для таксистов во всех городах тест на знание основных профилактических мер по противодействию вирусу.
«Мы заметили, что спрос на поездки упал, и теперь внедряем программу доставок – в частности, от аптек до продуктовых магазинов, – сообщила Наталья Рожкова. – А проект «Помощь рядом» будет ориентирован не только на врачей, но и социальных работников: всех, кому по долгу службы придется передвигаться по городу. Сейчас он находится в стадии согласований и поиска партнеров (под партнерами подразумеваются, собственно, медучреждения, – прим. автора)».
Напомним, что безрецептурные лекарства «Яндекс» начал развозить еще на прошлой неделе, в том числе – в Петербурге. Оплачивать их надлежит безналичным способом. Лекарство из рук в руки передает таксисту сотрудник аптеки. Таксист – заказчику.
Правда, система эта не так отлажена, как доставка еды. Во всяком случае, своего смартфонного приложения у нее нет. И поскольку партнеры – те же аптечные сети – пока не спешат подключаться к проекту, его повсеместное внедрение слегка тормозит.
Диспетчерам меряют температуру
В компании «Таксовичкофф» подтвердили, что развозку лекарств осуществляют и они. Но здесь все строится на доверии: клиент обменивается с таксистом данными о цене, пересылает деньги, водитель оплачивает покупку. Так пояснил диспетчер, когда корреспондент «ПД» вызвал машину с просьбой привезти жаропонижающее. И даже посоветовали аптеку, где оно точно есть.
Операционный директор «Таксовичкофф» Илья Байко также заявил, что в проекте, аналогичном «Помощи рядом», их компания уже участвует.
«На данный момент нам поступило несколько обращений от медучреждений по выделению наших машин для их нужд: перевозка медперсонала и медикаментов. В скором времени, – сказал Байко, – мы начнем сотрудничество. Отметим, что уже сегодня некоторые петербургские медицинские учреждения активно используют наш всероссийский промокод на 15-процентную скидку на поездки такси. Так, СПб ГКУЗ Городская станция переливания крови делится им среди своих потенциальных доноров».
А служба такси 068 подробно рассказала, как водители готовят салон. Каждому выделили не только санитайзеры, но и большой набор спиртовых (а не обычных увлажняющих) салфеток. Температуру водителям мерили и раньше, но теперь ее измеряют и диспетчерам. Домой – с обязательным вызовом врачей – отправляют даже тех, у кого 37. Многие перешли на удаленку.
Нужна координация
Глава Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга Юрий Вейков одобрил идею проекта, но заявил, что петербургские таксисты, свободные от агрегаторов, вряд ли подключатся к нему без участия городских властей – именно они являются в таком деле своеобразной гарантией того, что все пройдет как надо.
«Чтобы не быть голословным, я объясню на примере программы «Долг», в которой мы участвовали еще при губернаторе Валентине Матвиенко, – сказал Вейков. – Таксомоторные компании, входящие в партнерство, бесплатно возили ветеранов на День Победы и День снятия блокады Ленинграда. Куда перевозить конкретного ветерана, определяли представители Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Это гарантировало, что перевозились именно ветераны, а не разные недобросовестные граждане, которые пытались выдать себя за ветеранов».
Эксперт отметил: к сожалению, были перевозчики, которые сначала заявляли о намерениях возить ветеранов, делали себе рекламу в СМИ, но, когда доходило до дела, куда-то пропадали.
«Я думаю, что нельзя отдавать данную программу на откуп только водителям и диспетчерам. Для исключения злоупотреблений необходима координация перевозок со стороны соответствующих органов исполнительной власти города», – считает эксперт.